Красота якутских степей: рецензия на фильм «Не хороните меня без Ивана»
Прокат покоряет национальное якутское кино — правдивая история о жизни на грани смерти, а также о красоте и восхищении. Но самое главное — фильм о душе и принятии прекрасного. Подробнее о картине «Не хороните меня без Ивана» читайте в рецензии.
Фото:
afisha.ru
Якутия, лето 1910 года. Степан Бересеков (Александр Чичахов) очень часто впадает в летаргический сон, из-за чего однажды чуть не оказывается похороненным заживо. Впасть в такое состояние Степан может из-за чего-то прекрасного — например, его поражает красивый закат или красивая девушка. И лишь сын священника — художник Иван Попов (Дариус Гумаускас) — может отличить сон Степана от истинной человеческой смерти. Но Иван вынужден уехать в экспедицию. Степан увязывается за другом. В дороге его ждёт волшебное исцеление от знахарки и осознание того, что недуг есть дар, без которого не может быть радостна жизнь.
Фото: kino-teatr.ru
Дебютный фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» в 2018 году собрал множество положительных отзывов и наград, в том числе и приз зрительских симпатий на Московском международном кинофестивале. Уже тогда было понятно, что Борисова тяготеет к светлым, солнечным и даже сказочным сюжетам. Дело не только в видении режиссёра, но и в национальных особенностях якутского кинематографа.
«Не хороните меня без Ивана» тоже похож на сказку, в которой сплетены реальные события и народные предания. Может быть, сам фильм и есть летаргический сон, полёт Степана, чьё темечко не заросло в детстве. И теперь его Душа-Воздух вечно рвётся наружу. Если, конечно, не сомневаться в заключениях якутской знахарки, а то не знаешь наверняка, где здесь явь.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фильм Борисовой настолько тёплый и солнечный, что аж не верится, что в Якутии такое ласковое лето. Безусловно, пролёты над чистым и зелёным полем, золотые закаты, передающие столь точное настроение сказочной атмосферы, — отдельная заслуга оператора Семёна Аманатова, с которым Борисова работает уже не впервые. А в точности созданный быт и обиход якутского поселения 1910 года — дело рук художниц Саргыланы Скрябиной и Дарьи Дмитриевой. Фотографии начала ХХ века перед финальными титрами — подтверждение кропотливой работы. Такая точность и внимательность удивляет, особенно в век, когда производство фильмов поставлено на поток.
Кино Борисовой — медленное, плавное, размеренное, существующее не в наше время. Картина как будто бы застыла в вечности, рассказывая о большом и добром.
«Не хороните меня без Ивана» не несёт ни малейшей пессимистичной ноты, лента похожа на утопию. Все герои — добрые, понимающие, добродушные и милосердные. А злодеев тут почти нет, или уж слишком быстро они раскаиваются и встают на сторону человечности.
Такая простая структура и суть фильма даже могли бы немного раздражать, ведь всё слишком наивно и по-детски. Но в то же время так волшебно и чарующе, что и ругать не за что. Кажется, тенденция на доброе простодушное кино становится очевиднее в эпоху, когда лишь искусство способно оказать терапевтический эффект и хотя бы на два часа дать волю фантазиям об идеальном мире без злобы.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
На фоне сказаний, напевов, культурных и религиозных традиций Якутии органично вплетены и русская речь, и православие — рамка, которая ещё раз подчёркивает отсутствие конфликтности в этом фильме. Рядом мирно соседствуют природная и рукотворная красота — Степану кажется прекрасным и закат солнца, и девушка в национальном костюме, и даже репродукция картины «Мадонна Литта», неизвестно как оказавшаяся в этой местности. Благодаря таким простым смыслам от фильма веет умиротворением, лаской и спокойствием.
В параллель с якутским крестьянином восхищается прекрасным ещё один человек — Иван Попов. Первый якутский фотограф, этнограф и художник. Ради стремления к красоте он готов пойти на жертву — бросить на время дочь, чтобы собирать реликвии для потомков и запечатлеть воспоминания и прелесть жизни, делая фотокарточки.
Фото: kinopoisk.ru
Ещё из необычного в творении Борисовой — это попытка стилизовать жанр роуд-муви под старину. Иван и Степан связаны друг с другом обстоятельствами дороги и экспедиции, которая и приводит героев к кульминации и главному осознанию в их жизни. Их взаимоотношения лишь добавляют нежности и трогательности картине. Достаточно того, что Степан надевает повязку на глаза, лишь бы не видеть красоты заката и не впасть в летаргию, чтобы не утруждать жизнь своему другу и спасителю.
Картина без драм и трагедий повествует о жизни человека и чистоте души. Именно поэтому здесь всё так стремится к золотому свету солнца — и трава, и сонная улыбка Степана, и повозка, везущая двух друзей. После фильма непривычно тепло на душе. Это ли не тихое счастье?
Текст — София Маргацкая.
Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Джаз, средневековая и классическая музыка на органе. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250
Смотреть расписание
Источник: kudago.com