Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Красота якутских степей: рецензия на фильм «Не хороните меня без Ивана»

Прокат покоряет национальное якутское кино — правдивая история о жизни на грани смерти, а также о красоте и восхищении. Но самое главное — фильм о душе и принятии прекрасного. Подробнее о картине «Не хороните меня без Ивана» читайте в рецензии.

12+
309
Фото: afisha.ru

Якутия, лето 1910 года. Степан Бересеков (Александр Чичахов) очень часто впадает в летаргический сон, из-за чего однажды чуть не оказывается похороненным заживо. Впасть в такое состояние Степан может из-за чего-то прекрасного — например, его поражает красивый закат или красивая девушка. И лишь сын священника — художник Иван Попов (Дариус Гумаускас) — может отличить сон Степана от истинной человеческой смерти. Но Иван вынужден уехать в экспедицию. Степан увязывается за другом. В дороге его ждёт волшебное исцеление от знахарки и осознание того, что недуг есть дар, без которого не может быть радостна жизнь.

Фото: kino-teatr.ru

Дебютный фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» в 2018 году собрал множество положительных отзывов и наград, в том числе и приз зрительских симпатий на Московском международном кинофестивале. Уже тогда было понятно, что Борисова тяготеет к светлым, солнечным и даже сказочным сюжетам. Дело не только в видении режиссёра, но и в национальных особенностях якутского кинематографа.

«Не хороните меня без Ивана» тоже похож на сказку, в которой сплетены реальные события и народные предания. Может быть, сам фильм и есть летаргический сон, полёт Степана, чьё темечко не заросло в детстве. И теперь его Душа-Воздух вечно рвётся наружу. Если, конечно, не сомневаться в заключениях якутской знахарки, а то не знаешь наверняка, где здесь явь.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Фильм Борисовой настолько тёплый и солнечный, что аж не верится, что в Якутии такое ласковое лето. Безусловно, пролёты над чистым и зелёным полем, золотые закаты, передающие столь точное настроение сказочной атмосферы, — отдельная заслуга оператора Семёна Аманатова, с которым Борисова работает уже не впервые. А в точности созданный быт и обиход якутского поселения 1910 года — дело рук художниц Саргыланы Скрябиной и Дарьи Дмитриевой. Фотографии начала ХХ века перед финальными титрами — подтверждение кропотливой работы. Такая точность и внимательность удивляет, особенно в век, когда производство фильмов поставлено на поток.

Кино Борисовой — медленное, плавное, размеренное, существующее не в наше время. Картина как будто бы застыла в вечности, рассказывая о большом и добром.

«Не хороните меня без Ивана» не несёт ни малейшей пессимистичной ноты, лента похожа на утопию. Все герои — добрые, понимающие, добродушные и милосердные. А злодеев тут почти нет, или уж слишком быстро они раскаиваются и встают на сторону человечности.

Такая простая структура и суть фильма даже могли бы немного раздражать, ведь всё слишком наивно и по-детски. Но в то же время так волшебно и чарующе, что и ругать не за что. Кажется, тенденция на доброе простодушное кино становится очевиднее в эпоху, когда лишь искусство способно оказать терапевтический эффект и хотя бы на два часа дать волю фантазиям об идеальном мире без злобы.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

На фоне сказаний, напевов, культурных и религиозных традиций Якутии органично вплетены и русская речь, и православие — рамка, которая ещё раз подчёркивает отсутствие конфликтности в этом фильме. Рядом мирно соседствуют природная и рукотворная красота — Степану кажется прекрасным и закат солнца, и девушка в национальном костюме, и даже репродукция картины «Мадонна Литта», неизвестно как оказавшаяся в этой местности. Благодаря таким простым смыслам от фильма веет умиротворением, лаской и спокойствием.

В параллель с якутским крестьянином восхищается прекрасным ещё один человек — Иван Попов. Первый якутский фотограф, этнограф и художник. Ради стремления к красоте он готов пойти на жертву — бросить на время дочь, чтобы собирать реликвии для потомков и запечатлеть воспоминания и прелесть жизни, делая фотокарточки.

Фото: kinopoisk.ru

Ещё из необычного в творении Борисовой — это попытка стилизовать жанр роуд-муви под старину. Иван и Степан связаны друг с другом обстоятельствами дороги и экспедиции, которая и приводит героев к кульминации и главному осознанию в их жизни. Их взаимоотношения лишь добавляют нежности и трогательности картине. Достаточно того, что Степан надевает повязку на глаза, лишь бы не видеть красоты заката и не впасть в летаргию, чтобы не утруждать жизнь своему другу и спасителю.

Картина без драм и трагедий повествует о жизни человека и чистоте души. Именно поэтому здесь всё так стремится к золотому свету солнца — и трава, и сонная улыбка Степана, и повозка, везущая двух друзей. После фильма непривычно тепло на душе. Это ли не тихое счастье?

Текст — София Маргацкая.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
12+
Опубликовано ID43007

Комментарии к «Красота якутских степей: рецензия на фильм «Не хороните меня без Ивана»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 4 из 5 (42)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!