Фаллос Аполлона, грудь Афродиты: вредно ли детям смотреть на половые органы скульптур в Эрмитаже
В адрес Эрмитажа в начале апреля поступила жалоба на то, что детей травмирует созерцание обнажённых фигур. Более того, было предложено собрать такие скульптуры в одном зале с пометкой «18+». Peterburg2 поинтересовался у экспертов, нормально ли демонстрировать «обнажёнку» в музеях?
Яндекс.Новости
(pixabay.com)
В государственный Эрмитаж в начале апреля поступила жалоба из-за размещения обнаженных скульптур в стенах музея. Одна из посетительниц отметила, что беспокоится за моральный уровень воспитания детей и, по мнению заявительницы, данные экспозиции негативно влияют на несовершеннолетних.
Космические места в Петербурге: большой гид по музеям, выставкам и событиям, посвящённым космосу
Директор музея Михаил Пиотровский прокомментировал, что музею уже предлагали собрать все обнаженные скульптуры в одном месте и повесить знак «18+». Пиотровский отметил, что «Жалоба на обнаженные фигуры в Эрмитаже и реакция на письмо демонстрирует, что со здоровьем общества не все в порядке».
Peterburg2 поинтересовался у экспертов, нормально ли демонстрировать «обнажёнку» в музеях юным посетителям?
Государственный Эрмитаж
пл. Дворцовая, д. 2будние дни, выходные 500; дошкольникам, школьникам бесплатно
Комментирует Белевич Наталья Александровна, доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, кандидат психологических наук.
Каждый ребёнок для своего нормального развития должен пройти все стадии развития, в том числе и психосексуальное. Вообще сексуальность – это центральный аспект нашего человеческого бытия на протяжении всей жизни, который включает в себя и пол, и гендерную идентичность, и понимание гендерных ролей, и сексуальную ориентацию, отношения и т.д.
Формирование полового самосознания происходит у нас, практически, начиная с рождения. К 4-6 годам дети уже должны, в принципе, понимать, кто они: мальчик или девочка. А понимание пола приходит с пониманием строения тела. То есть если ребёнок не будет знать, что у кого-то строение тела бывает другое, то ему сложно будет самого себя идентифицировать по гендерному полу и таким образом пройти путь психосексуального развития.
Знать, как выглядит человек и что между полами есть различия, – это естественно. Дети ещё не знают о предназначении этих органов и того, что знаем мы. И они не видят это так, как видим мы, взрослые. Но если для детей искусственно делать эту тему таинственной или неприличной, то, естественно, у детей будет возникать больше вопросов и как раз именно той направленности, которой нам, может быть и не хотелось, чтобы она складывалась именно в этом возрасте.
А так, для детей восприятие половых органов на определённом этапе – это тоже самое, что любая часть тела. Когда ребёнок взрослеет, при виде обнажённой фигуры он начинает задавать неудобные вопросы, чего, вероятно, и боимся мы, взрослые. Но эти неудобные вопросы означают, что они уже волнуют ребёнка, значит пора говорить о том, что его интересует. Иначе дети сами будут искать ответы, например, в Интернете, в Ютубе.
Если говорить об обнажённых скульптурах – это всё-таки больше эстетическое представление человеческого тела. И если ставить ограничение «18+», то родители не смогут познакомить детей с искусством через скульптуры.
(pixabay.com)
Комментирует петербуржец Кирилл, фотограф, отец девятилетней дочери-третьеклассницы.
Обнаженная скульптура – это классическое искусство, а, значит, важная часть классического образования. Я убежден, что прививать детям любовь к классике и эстетике надо с самого раннего детства. Я бы, может, понял, если бы речь шла о сверхреалистичной живописи с эротическим подтекстом, которым грешили в расцвет романтизма, но скульптура, Карл!
Вообще, это отличный способ провести с ребенком небольшой экскурс в биологию, анатомию и сексологию, если чадо обратит внимание на очевидные различия в обнаженных скульптурах.
Комментирует Маргарита Ольшакова, искусствовед и преподаватель истории искусства.
Жалоба на Эрмитаж и требование ограничить детей от просмотра обнажённых скульптур кажется грустной и комичной одновременно. Большинство классических скульптур очень целомудренные, эротизм в них, даже когда он присутствует, мягкий и может вызвать гнев только у той части аудитории, которая сталкивается с искусством очень мало, обладают невысокой насмотренностью и начитанностью.
Тело и образ тела в искусстве не равны друг другу. Нагота имеет множество значений, даже такие как душевная чистота и невинность.
Иногда нагота включается в идею совершенства личности. Особенно, когда речь идёт об античных героях. Например, в Древней Греции существовало понятие «калокагатия», под которым подразумевалось соединение внешней и внутренней красоты, где первая служила доказательством второй. Красивое обнажённое тело в этом случае подтверждало высокую нравственность и доброту намерений. До нас дошла легендарная история о Фрине, натурщице древнегреческого скульптора Праксителя, которая позировала ему для Афродиты Книдской. Это было первое полностью обнажённое изображение богини красоты и любви. Его посчитали кощунственным, и Фрину призвали к суду, чтобы выяснить, хотела ли она таким образом оскорбить богиню, имела ли злые намерения. Чтобы доказать свою невиновность Фрина … разделась перед ареопагом! В культуре древних греков, где царили представления о калокагатии, физическая красота её нагого тела послужила железным доказательством её душевной чистоты.
И это только один из множества вариантов репрезентации тела в истории. Поэтому важно понимать: те, кто пытаются огородить детей и подростков от обнажённого тела в искусстве во всех его проявлениях, не делают добра, напротив, лишают их возможности своевременно войти в культуру и понимать её нюансы, видеть в теле не только сексуальный подтекст, но и множество других, не менее ценных.
А как вы считаете? Нужно ли запрещать обнажённые скульптуры в музеях? Или это нормально?
Источник: peterburg2.ru