Жорж Сёра: от точки к образу
Жоржа Сёра — французский художник, стоявший у истоков неоимпрессионизма. Об уникальном методе живописца и его взглядах на искусство — в нашем материале.
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Всё по науке
Содержание статьи:
Жорж Сёра учился в Школе изящных искусств у мастера с более чем классическими взглядами Анри Лемана, высоко ценил живопись Жана Огюста Доминика Энгра и в совершенстве владел навыками академизма. Но при этом интересовали его поиски новых форм и приёмов, а не традиция. Чтобы развиваться в этом направлении, он обратился к научной литературе и, в частности, к труду Шарля Блана «Грамматика искусства рисования».
Шарль Блан, искусствовед:
«Художник должен знакомить зрителя с природной красотой вещей, раскрывая их внутренний смысл, их чистую сущность».
Принципы работы со светотенью и палитрой, описанные Бланом, легли в основу пуантилизма Сёра.
Суть пуантилизма — в создании изображения мазками круглой или прямоугольной формы таким образом, чтобы краски не смешивались.
За счёт нанесения на холст близко расположенных точек контрастных цветов возникают интересные оптические эффекты, вибрация и впечатляющая глубина.
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
С картиной «Купальщики в Аньере», написанной с применением новаторских приёмов, Сёра предстал перед публикой в 1883 году.
Поль Синьяк, художник:
«Соблюдение контраста, систематическое разделение элементов — света, тени, локального цвета, — правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию».
Сёра был чистым теоретиком. Ему казалось, что к творчеству нужен научный подход, всё должно быть выверено: линии, точки, цвет. Его кистью, несомненно, управляли не эмоции, а разум и метод. «Научный импрессионизм» — так однажды охарактеризовал живопись коллеги Камиль Писсарро.
К разработанному Сёра методу пуантилизма обращались Поль Синьяк, Анри Матисс, Винсент Ван Гог, Поль Гоген.
А что же импрессионизм?
Известно, что Сёра интересовали опыты импрессионистов и, в частности Клода Моне и Эдгара Дега. Однако интуитивность и мимолётность этого направления шла вразрез с видением художника. Он хотел создавать нечто незыблемое и тщательно просчитанное. Его картины максимально лишены движения, и даже те, на которых есть люди, монолитны.
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Тем не менее, название направления, у истоков которого стоял Сёра, всё-таки восходит к слову «импрессионизм». Но это, скорее, связано с тем, что он выставлялся наряду с импрессионистами, и так арт-критикам было проще его дифференцировать.
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Самое известное произведение Сёра — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Оно вызвало неоднозначную реакцию зрителей, а многие арт-критики сравнивали фигуры с «картонными куклами» и «безжизненными карикатурами».
Фото: wikipedia.org
Но не нужно думать, что художник не умел писать «нормальных» людей. Умел! У него всё-таки было академическое образование. Но мастер намеренно стремился к упрощению формы и делал персонажей похожими на героев античных фресок или древнеегипетских изображений.
Жорж Сёра:
«Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, расположить на полотне в хроматической гармонии».
Пуантилизм и неоимпрессионизм просуществовали недолго и, по сути, умерли вместе с Сёра. Однако опыты и открытия мастера не прошли бесследно для дальнейшего развития искусства.
Фото: wikipedia.org
Было интересно? Тогда читайте наш материал про Пьера Боннара!
Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.
Смотреть расписание
Источник: kudago.com