Правила проживания в общежитии: рецензия на спектакль «Общага на крови»

0 4

Общага — концепт, занимающий определенное место в жизни даже тех, кто в ней никогда не жил. В спектакле Невидимого театра она становится синонимом несвободы и диктует свои правила, с которыми и против которых борются главные герои. Сложно только понять, побеждают они или проигрывают…

Правила проживания в общежитии: рецензия на спектакль «Общага на крови»

Студенческие будни в общежитии самого рядового университета где-то ближе к северу России — звучит как завязка для трогательной комедии или полномасштабной драмы. «Общага на крови» Невидимого театра, поставленная Семеном Серзиным по одноименному роману Алексея Иванова, ближе к драме. Но какой русский человек не смеется, оказавшись на краю?

Правила проживания в общежитии: рецензия на спектакль «Общага на крови»

В центре сюжета спектакля пятеро студентов: Игорь, Ваня, Нелли, Лёля и… Отличник. Они такая знакомая всем, кто учился в университете, общажная компания. Вместе пьют, вместе нарываются на неприятности, вместе же потом отмазываются от коменды (и точно состояли или состоят друг с другом в романтических отношениях). Дружба главных героев странная, наполненная оскорблениями, неуместным флиртом и глубокомысленными речами, срывающимися в громкий смех, но она крепкая. Они друг за друга готовы и в драку влезть, и друг другу с жильем помочь, когда из общаги (не так уж внезапно) выселяют из-за громкого происшествия и частого дебоша.

Правила проживания в общежитии: рецензия на спектакль «Общага на крови»

И, если, на первый взгляд, их компания кажется зрителю единой, а дружба — нерушимой, то чем дальше разворачивается действие спектакля, тем более обособленным становится каждый из них и более разобщенным коллектив: выясняется, что между ними никогда и не было почти ничего общего, кроме общажных комнат.

Как бы пристально зритель не вглядывался в лица героев, ощущение, что каждый из них носит маску, не покидает. Есть парни. Игорь — классический ловелас и пройдоха, привыкший всего добиваться обаянием и через постель. Он эту свою черту даже рефлексирует в одном из монологов, обвиняя окружающих в том, что он стал тем, кем они хотели его видеть. Ваня — талантливый алкоголик, пьющий музыкант, который не может найти свое место в жизни. Он всегда задумчив, всегда потерян, всегда наполовину раздет.

Правила проживания в общежитии: рецензия на спектакль «Общага на крови»

Есть девушки. Нелли — привлекательная то ли за счет внешности, то ли за счет яркого макияжа, опытная и немного циничная, кажется, ищущая настоящую любовь, но смиряющаяся с ее подобием. Все знают таких девушек. И Лёля — почти современная Сонечка Мармеладова, любящая окружающих из жалости и готовая собой пожертвовать во благо, ну, или ради собственной безопасности. Лёля кажется немного беззащитной, но раздавить себя окружающему миру не даст.

Правила проживания в общежитии: рецензия на спектакль «Общага на крови»

Отличник во многом отличается от своих друзей помимо отсутствия имени: не пьет, не влюблен, верит в лучшее, не излучает обреченность и смирение со всем плохим и не пытается быть тем, кем не является. Отличник — младший из них, Ваня, Игорь, Лёля и Нелли взяли его под свое крыло охранять-оберегать-подучать. Они становятся для отличника хороше-плохой компанией, пьющей, матерящейся, с сомнительными моральными ориентирами, но честной и, что, наверное, самое важное, внесистемной. Какими бы поломанными, неправильными и замаранными не были друзья Отличника, от комендантши, старосты общежития и следователя их выгодно отличает нежелание «прогибаться под изменчивый мир». Невозможность встроиться в общагу как в систему (неумение и неохота соблюдать правила, неспособность договориться через лесть и неденежные, но взятки) льется из них через край и передается Отличнику, лучшему из всех. Будто их четверых общага уже сломала, а его они еще могут закрыть стеной и защитить от мирской несправедливости. К сожалению, не смогут.

Кажется, ключом (или по крайней мере подсказкой) к пониманию спектакля должна стать расшифровка самого образа «общаги». Версий достаточно: самостоятельно действующий персонаж, собирательный образ страны, взрослый мир, с которым сталкиваются вчерашние школьники или в целом место, не имеющее отношения к нашей повседневности. В спектакле есть понемногу от каждой из трактовок.

Общага — это метафора системы, даже необязательно государственной, но любой, которая требует подчинения. Одновременно с этим общага — если не посмертье, то зал ожидания перед ним.

Мы не знаем, общежитие какого университета перед нами, да здесь никто даже не готовится к сессии, что уж говорить хотя бы о звонках родителям. Внешнего мира здесь будто не существует. Герои не могут расстаться с общагой даже после выселения (Нелли буквально отказывается переезжать в квартиру!), да и вообще не выходят за пределы здания в течение спектакля кроме двух раз, и оба эти раза кто-то погибает. Потому что общага на крови затягивает в себя, как в болото, и единственный способ выбраться из нее — это умереть.

Правила проживания в общежитии: рецензия на спектакль «Общага на крови»

Главные герои обречены: они не могут покинуть общагу, но отказываются жить по ее законам, поэтому вынуждены постоянно быть изгоями, существуя в непрерывной борьбе. А, как все знают, исходов у непрерывной борьбы всего два: конечное подчинение системе или смерть. Одного за одним общага на крови заставляет героев сдаться, продать какую-то часть себя за право остаться в ней. Из нонконформистов и бунтарей они становятся теми, кого сами презирали: доносчиками, людьми, получающими то, что им нужно через секс, компания сама собой распадается.

Правила проживания в общежитии: рецензия на спектакль «Общага на крови»

Не сдается только Отличник — их совесть и честь, не готовый поступиться так хорошо заученными принципами. Но и жить в общаге, которая лишила его друзей и любви, для Отличника тоже невыносимо, а, главное, бессмысленно, ведь что он будет делать в месте для коллективного проживания один? Наверное, его судьбоносное решение — единственное полностью самостоятельное действие Отличника за весь спектакль, но именно этот выбор окончательно определяет его характер. Отличник не готов сдаться общаге, он хорошо усвоил урок своих необычных друзей: против системы нужно бороться до конца, и он борется. Так, как может. И если в начале спектакля Отличник вслепую бежит, прислушиваясь к звону колокольчиков в чужих руках (как в детской игре), то в конце он обрывает веревки с такими же колокольчиками, слушая только себя.

Спектакль «Общага на крови» можно будет увидеть 29 октября и 11 ноября в Петербурге.

Текст: Мария Дорофеева

Самые интересные события в городе.

Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.

Посмотреть

Источник: kudago.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.