Последний день на Земле: рецензия на спектакль «Стулья» в Молодёжном театре на Фонтанке
На малой сцене Молодёжного театра на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Стулья», который в качестве дипломной работы поставила выпускница Семёна Спивака Линли Цзян. За основу она взяла одноактную пьесу драматурга Эжена Ионеско, классику для театра абсурда и трагического фарса. Автор KudaGo сходила на премьеру постановки и в этом тексте делится первыми впечатлениями.
Фото: Юлия Кудряшова-Белокрыс
Семирамида (Анастасия Пащенко) и Душенька (Фёдор Фролов) прожили достаточно долгую жизнь вместе, не разлей вода. Поселившись где-то вдали от людей, они готовятся к последнему дню своей жизни. Но прежде, чем Смерть (Екатерина Никитина) придёт за ними, они ожидают гостей, для которых еле-еле хватает стульев. Среди этих гостей должен оказаться и Оратор (Максим Малуев / Матвей Черников), который поможет нескладному старику донести до человечества какое-то очень важное послание.
Декорации у постановки крайне скромные — небольшой белый коврик, словно отдалённый остров, пара ламп на потолке, пока что пара стульев и лестница, которая становится то окном, то кроватью, то кораблём, то всё-таки применяется по прямому назначению. Бытовая изобретательность — то, что отличает театр выпускников Спивака, и то, что всегда оказывается на руку абсурдной игре на сцене, когда зрителю особенно важно подключать воображение, любопытство и надежду. Последние два пункта вступают в свои права тогда, когда герои задействуют поначалу неприметную чёрную дверь, что служит фоном для малой сцены. Она станет и доской, на которой можно рисовать несбывшиеся мечты или воспоминания из прошлой молодой жизни, и вратами в райский сад, куда Семирамида и Душенька непременно попадут за свою чистоту, наивность и долговечную любовь. Даже если эти врата на наших глазах так ни разу не откроются.
Трудность всех камерных историй для зрителя в том, чтобы не терять нить повествования и не усмирять вечно угасающее внимание. Трудность камерных историй для актёров в том, чтобы расставить акценты верно и не рассредоточить свою энергию, а наоборот, собрать её в единый клубок. Для Анастасии Пащенко и Фёдора Фролова — молодых артистов театра — сложнейшая задача оказалась по зубам. Именно благодаря их харизме и удивительному воплощению путешествия от старости к молодости, от разума к безумию, от жизни к смерти «Стулья» Линли Цзян смотреть интригующе и неожиданно. От статичного перформанса Фролова в начале до трогательных объятий в конце.
Особая характеристика спектакля ещё и в том, что он выверен пластически. Попытки Душеньки одеться или истерический смех старенькой Семирамиды чистой воды клоунада, комедия положений, актуальная во все времена. А когда во второй половине спектакля в игру окончательно вступают долгожданные стулья, которых зритель, очевидно, ждёт ещё со вступления на порог театра, здесь пластические этюды и возможности актёров находят необъятный простор, чтобы разгуляться. Сумасшедший приём гостей в гротескной форме и каждый стул под стать характеру пришедшего гостя — изобретательно и по-режиссёрски, и по-актёрски, и художественно. То, что гости вымышлены, а старики так развлекаются и разыгрывают один большой спектакль друг для друга — сомнений не остаётся. Вопрос лишь в том, чем закончится эта коварная иллюзия, где пожилая пара обманывает саму себя и друг друга. Как долго продлится небытие и пустота, которые они пытаются наполнить призраками когда-то счастливого прошлого? Неужели в этом их главный смысл последнего дня на Земле?
А день в их жизни действительно последний. По-хорошему очаровательная и аккуратная Смерть в исполнении Екатерины Никитиной уже ходит за ними по пятам и появляется в самые уязвимые моменты, оставляя пугающий, но необходимый акцент — уж её-то обмануть не удастся.
«Стулья» разыграны, как по нотам. Спектакль не штормит, но плавно качает от абсурдного юмора и преувеличения до личных драм, душевных катастроф и трагедий. От инсценировки Семирамидой смерти до реального падения в бездну проходит не больше суток согласно театрально-условному течению времени. От шутливых и неловких попыток Душеньки одеться до ожидания Оратора, словно пришествия Христа — и того меньше. Многие детали спектакля ненавязчиво проходят рефреном, который меняет свою интонацию от мажорной к минорной по ходу развития. Так, озорное и полное жизни знакомство Семирамиды и Душеньки в Париже превращается в силуэты, нарисованные мелом, которые то и дело стирает не то судьба, не то Бог. А шутливая сценка под названием «Февраль» в финале превращается в констатацию того, что всё конечно. И жизнь стариков, и их выдуманный рай, и пресловутые стулья.
Дебют Линли Цзян получился крепким и взрослым, а главное — по-хорошему обманчивым. Мастерское превращение фарса в понятную каждому человеческую трагедию в итоге оставляет приятную недосказанность, послевкусие светлой грусти и шрам тоски, который Оратор в белом точно не сможет стереть.
Экскурсии в Санкт-Петербурге
Необычные экскурсии от местных жителей. Реклама. Заказчик Tripster Limited/Трипстер Лимитед. ИНН: 9909537328. 16+
Смотреть расписание
Источник: kudago.com