Go по работам: чем занимается осветитель в Мариинском театре
Галина Пономарёва уже четыре года работает со светом в одном из крупнейших театров в России — Мариинке. Профессия осветителя и художника по свету очень редкая в творческой сфере, но очень важная. Ведь облик спектакля часто зависит именно от световых решений. Поэтому Галина старается популяризировать свою работу в соцсетях и ведёт профессиональный блог. Автор KudaGo встретился с героиней, чтобы для рубрики Go по работам поговорить о миссии осветителя, творческих планах, театральном закулисье и запросах аудитории.
Фото: из личного архива
Расскажи простыми словами — что такое работа осветителя и какие задачи в неё входят?
Содержание статьи:
Если говорить конкретно про осветителей, то это технический специалист, который занимается именно монтировкой спектакля. Мы собираем какие-то декорации, световые элементы.
Фото: из личного архива героини
Допустим, какой-то светящийся дом, а там есть люстры, бра и так далее. И задача осветителя — всё это собрать и подготовить к спектаклю. Ещё часто занимаемся направкой света на сцену вручную. Это такой технический момент скорее.
А художник по свету более творческая профессия, верно?
Да. И это уже считается должность выше, до художника по свету ещё надо дорасти. Он занимается именно созданием света на спектакле. Ему надо прийти на площадку, знать оборудование, знать, как оно работает, какие возможности у него есть, что с этим можно интересное придумать. Может, что-то дополнительное попросить. И уже работать в связке с самим режиссёром. А вот осветитель выполняет команды художника по свету.
Как ты пришла в эту профессию? Откуда возникло желание заниматься такой необычной деятельностью?
Кстати, девушек-осветителей довольно-таки много. Девочки светят лучше, чем мальчики (смеётся). Но у мальчиков физическое преимущество.
А попала я в эту сферу с учебной практики. Я училась в киновидеотехническом колледже при институте кино и телевидения. И на последнем курсе нам сказали, что мы можем либо на киномеханика, либо на звуковика, либо на световика. Выбрать работу со светом подтолкнула подружка. И я начала выбирать театр, договорилась с Александринским, пришла туда и работала там месяц. Здесь же я познакомилась с выпускницей своего института, которая и позвала работать в Мариинку.
Вот так вот я официально устроилась и работаю теперь там осветителем.
Фото: из личного архива
Что больше всего нравится в этой работе?
Мариинский театр даёт много возможностей для обучения. На практике я просто поняла, что я примерно буду делать. Но именно работать, учиться и быть осветителем я начала в Мариинском театре. И когда я пришла, я первое время вообще была в диком восторге. Я прям всё старалась учить, читать, какие приборы бывают, как этим всем пользоваться. Со временем я начала подмечать и более тонкие моменты. Плюс, у нас там много других художников по свету. Это тоже очень интересно, так как ты можешь посмотреть, как они пишут свет, что-то придумывают. А ещё моё любимое — это работать и смотреть балет. «Лебединое озеро», например, обожаю.
Фото: из личного архива
И сейчас у меня есть такая цель развиваться. Поэтому я нахожу всякие разные подработки, дополнительно работаю в Доме культуры. Там я числюсь как художник по свету. Также работаю с бурлеск-шоу как художник, придумываю им номера по свету. И ещё я подрабатываю у одного режиссера, который работает на нескольких площадках. Там у меня есть своя партитура и мне надо сделать красиво.
Многим очень нравится, как я свечу. И поэтому зовут меня в разные проекты.
И, конечно, есть цель ещё отучиться, получить образование. Но пока развиваюсь на практике. Методом проб и ошибок. Тут без практики вообще никуда. Даже если ты работаешь осветителем и если тебе просто расскажут, как работает прибор — это ни о чём не говорит. Пока ты сам линзы туда-сюда не покрутишь, всё ручками не попробуешь — ничего не получится.
Что тебе ближе — процесс монтажа осветительного оборудования или уже результат на сцене?
Когда как. Есть спектакли, которые мне очень нравится собирать. Я прям очень кайфую. Например, балет «Ромео и Джульетта». Там много картин, мы много чего на сцене выставляем, многое делаем вручную. Но я так люблю с ним работать. Я прямо целый день как заведённая.
Если говорить о результате, то это опера «Семён Котко». Вот её собирать — это сплошные мучения. Но потом ты смотришь и думаешь: «Да, не зря я это собирала».
А вот с бурлеском мне нравится и процесс написания, и результат. Я кайфую, когда пишу свет, кайфую, когда свечу. У меня бывали моменты, что во время представления у меня начинают руки дрожать от того, как это всё мне нравится. Однажды я даже заплакала от красоты. У нас был красивый номер в бокале, мы там сделали лучи света, играла музыка, а я сидела и плакала.
Какая глобальная задача стоит перед осветителем в театре? В чём его миссия?
Миссия заключается не только в том, чтобы осветить спектакль и сделать всё красиво. Когда ты работаешь над этим всем — ты свою энергетику в процесс приносишь.
Фото: из личного архива
И это тоже очень важно, а для художника по свету особенно — многое на нём держится. Никто никогда не будет ценить хорошего художника по свету, пока не столкнётся с плохим. Нужно узнать, что такое плохой свет, чтобы на работу хороших специалистов посмотрели совершенно по-другому. Когда я пришла в бурлеск-шоу, например, все номера стали выглядеть ярче, интереснее, динамичнее. Иногда с помощью трёх приборов можно передать глобальный посыл, заставить зрителя считать настроение хоть в полумраке, хоть когда всё супер ярко. И вот основная задача художника по свету не просто создать красивую картинку. Нужно именно передать что хотела сказать артистка на сцене. И здорово, что тебя не видно, но при этом ты как бы часть номера, ты в процессе.
А вообще как влияет свет в постановке на восприятие зрителей? Какие ключи к разгадке действия он даёт?
Светом ты можешь как испортить номер, так и сделать его шикарным. Я стараюсь не просто подсветить, я стараюсь такую динамику создать, чтобы у человека прям руки тряслись в этот момент. Нужно привносить это в каждый номер, в каждую постановку. Вспомнить те же шоу разных исполнителей — Лазарев, Гагарина, другие. У них же там такое огромное количество света, так много аппаратуры — и всё это ради шоу. То есть если бы они пели просто при дежурном свете, всё бы, конечно, выглядело по-другому. Поэтому сейчас все хотят хороший свет.
Сталкиваешься с профессиональной деформацией? Бывает такое, что приходишь в театр или на представление и обращаешь внимание на схемы света?
Естественно! Всегда. Это теперь невозможно. Даже ребята, которые подписываются на мой блог, они тоже начинают это замечать. Увиденное не развидеть. Я не могу спокойно сидеть и смотреть. Даже фильмы. И это порой очень отвлекает. Ты хочешь расслабиться, а у тебя уже не получится. И в основном у всех, кто работает здесь, так случается. Мы спокойно не можем ни в театр, ни на концерт сходить. Я порой могу зайти в магазин и заметить, что лампочки криво светят над вешалками с одеждой. Это всё, конечно, тяжко.
Поделись, может быть, забавными случаями из практики или форс-мажорами?
Я как-то раз руку засунула в прибор, а там были оголённые провода, и меня током по всей руке ударило. Или у нас был случай, когда подняли основной занавес, и с нашей стороны остались световые приборы прямо на сцене. А рядом солисты на поклоне. Бывает, что ломается что-то во время спектакля.
Но есть прям два самых-самых случая. Один из них был в Москве, когда я приехала на бурлеск-шоу. Мне не предоставили осветителя, который должен был ввести меня в курс дела. Я же должна знать, как это всё работает на конкретной площадке. Световые пульты разные же все. И ладно бы только это, ещё и сцена была позади. Чтобы светить, ты должен видеть, что происходит на сцене. А я стояла спиной, и мне приходилось постоянно крутиться. Это, конечно, было очень неудобно. В общем, шоу отвела, но вышла седая в тот момент.
А второй случай был, когда я поехала в Тверь на гастроли. Мне билеты купили поздно, и я приехала за полчаса до запуска зрителей. А мне же нужно на пульте всё прописать. Но хорошо, что я узнала об этом заранее, где-то за день. У меня подготовка к шоу занимает минимум два часа. А там ещё такая площадка, что всё надо спускать, направлять вручную, потом опять поднимать, смотреть криво или нет и так далее. В общем, я тогда накануне писала их местному осветителю, добывала его номер, чтобы он ввёл меня в курс дела хотя бы дистанционно.
У моей знакомой в Мариинском театре был такой случай: она работает за пультом, то есть она светооператор. И они поехали с балетом на гастроли в Бразилию, была открытая площадка, висели световые приборы с самыми обыкновенными лампами на сцене. И балерина в самый разгар спектакля крутит фуэте, а эти лампы начинают взрываться прямо в воздухе. Может, жарко слишком было. Все стёкла в балерину полетели, но она дотанцевала, всё хорошо. В антракте это быстро убрали, никто не пострадал. Но всё, что не убивает, делает нас сильнее. Это работа, опыт, случилось и случилось. В любой ситуации что-нибудь придумаем.
Приведу ещё один хороший пример. У нас был случай в Мариинском театре, который мне рассказывали. Был спектакль, в котором пять или шесть планов. И почему-то с третьего по последний план все розетки, весь ток просто вырубился. Никто не понял, что произошло. Это пытались починить, ничего не получалось, а спектакль через пару часов. И наши ребята, вся команда под руководством начальства, весь спектакль перенесла на первые два плана по свету полностью. Тогда всем выписали премию за это. Потому что они сообразили и сделали это буквально за несколько часов.
В Мариинке ты работаешь в большой команде. Расскажи про неё подробнее. Как вообще удаётся достичь слаженности?
Там не просто команда, там целая бригада. Это осветительный цех, и мы называемся служба постановочного освещения. У нас 50 человек в службе, мы делимся на бригады — левая и правая. То есть мы на разных сторонах сцены работаем, потому что она объёмная. Например, мы бегаем только по правой стороне, другая бригада только по левой. Ведь есть приборы, которые находятся не только на сцене, но и вне сцены. Плюс, дополнительно надо что-то выставлять, подключать, если декорации большие.
Фото: из личного архива
Нас по шесть человек на стороне, мы в графике два на два. Есть ещё люди, которые просто на сцене работают, потом у нас есть электронная служба, которая занимается починкой световых приборов, есть те, кто отдельно выставляет дым машины и так далее. Есть начальники, старшие смены ещё. Я кстати и устроилась в ДК, чтобы быть сама себе начальником (смеётся). Но в Мариинке просто одному не справиться. Хотя бывает и такое, что нас многовато на спектакле. А бывает, что рук не хватает, и мы бегаем постоянно.
А хотела бы попробовать себя осветителем не только на сцене, но и в кино, может быть? Или театр — твоя стихия?
Театр — это такая вещь, которая сильно затягивает, очень сильно. Ты даже не представляешь, куда ты потом пойдёшь. Все, кто уходит из театра, идут либо в другой театр, либо какое-то своё дело открывают.
А в кино опыт у меня был. Я не скажу, что я прям горела желанием попробовать. Но меня друзья-коллеги позвали делать свет для клипа, и я, конечно, растерялась. Я не знала, какое там оборудование. Там всё совершенно другое. Другие названия. Всё делается по-другому, другая концепция. Я очень сильно потерялась, запуталась. И не очень осталась довольна результатом. Хотя были красивые сцены. И вот после этого я не скажу, что меня прям сильно в кино потянуло. Возможно, я бы рассмотрела интересный проект, если у меня будет на это силы, желание, время. Но театр меня вполне устраивает. Мне нравится быть за кулисами.
Топ-3 постановки в Мариинском театре, которые впечатляют по художественному свету?
Первое — это будет «Щелкунчик», постановка Михаила Шемякина. Там по свету всё подчёркнуто, мне очень нравится. Там серые декорации, и на них можно сделать любой свет вообще, поиграть с цветами. Плюс, там много видео. И ещё в этой постановке не так много современного динамичного оборудования. И в этом есть своя романтика.
Очень красивый свет в опере «Семён Котко». Там художник по свету Глеб Фильштинский.
И «Война и мир» — тоже опера с потрясающим светом. За счёт него она такая большая, она такая масштабная. Там есть огромный марш в костюмах, который впечатляет, и большие декорации, которые монтировщики недели за три начинают собирать.
И там много света довольно. Например, есть такие церкви прозрачные, они подсвечиваются. Выглядит просто фантастически. А художник по свету там Джеймс Инглс.
Почему ты решила развивать блог «Я у мамы осветитель» и рассказывать про жизнь художников по свету?
Мне хотелось, как, наверное, сейчас многим, какой-то медийности. И первые видео я начала снимать, когда начался ковид. Но они были не про свет. Я там что-то снимала, мне было интересно набирать просмотры. Да и потом у меня с детства такая тема: какие-то видосы делала, что-то там в школе фотографировала, снимала. И мне всегда этого хотелось. И тут мне подруга говорит: «Почему ты не снимаешь про свою работу?».
Я подумала, что это сложно, надо подобрать формат, надо как-то объяснить зрителям, о чём вообще речь. И я долго думала, как это делать, где-то полгода вынашивала идею.
Потом я наткнулась на видеоблог Арины-Балерины. Кстати, с ней потом встретились, познакомились в жизни. И она была, наверное, первая, кто из театра как блогер выстрелил. Вообще театральная ниша была не занята. Но сначала это заходило плохо. А потом, когда заблокировали [соцсеть, в которой выкладываются короткие видеоролики], одни и те же видео начали крутиться — у меня начали очень сильно подлетать просмотры, и мне начали писать кучу вопросов. Тогда я решила не просто рассказать про свою профессию, а стать первым блогером-осветителем. Больше ни одного человека нет, кто про это рассказывает. И несмотря на то, что аудитория пока довольно маленькая, подписчики всё равно набегают. Им интересно, что в театре происходит. И я не понимаю, почему ребята не занимают эту нишу. Есть же звуковики, монтировщики, реквизиторы — столько профессий в театре, но про них никто не знает.
Как думаешь, почему у аудитории есть запрос на подобный контент из закулисья?
Люди ходят в театр, это очень многим нравится. Не знаю, мне показалось или театр не всегда был таким популярным? Но в последнее время я заметила, что театр, особенно балет, абсолютно везде. Может, из-за того, что в Мариинском работаю. Но я вижу, что кто-то куда-то ходит, выкладывает в соцсети. И со временем людям становится интересно, а что там вообще за кулисами происходит? А иногда случайно натыкаются и в моменте думают: «Ничего себе, как интересно!». И я ещё показываю какие-то вещи, сохраняя интригу. Я лишь приоткрываю этот занавес. И мне кажется, благодаря этому у моей профессии может появиться довольно-таки большой спрос.
Главные навыки, которыми должен обладать художник по свету или осветитель?
Безусловно, умение быстро соображать в экстренной ситуации. Вспомним случай, как я ездила в Москву без знания пульта, а у меня оставалось пару часов до шоу. Человек в таких ситуациях впадает в два состояния: либо он начинает быстро думать, либо он впадает в ступор, у него начинается истерика. И естественно у тебя нет других вариантов, кроме как сделать. И это самый главный и неотъемлемый навык — уметь быстро соображать.
Фото: из личного архива
А второе — умение видеть свет и понимать, как он вообще работает. Нужно не просто направлять свет на автомате, а понимать, как он работает и зачем это надо. Важно чувствовать, когда пересвет, когда слишком темно, когда надо затемнить, когда не надо. И вместе с этим важна работа с цветом, умение правильно его понимать и считывать номер или постановку. Это не менее важно, потому что от этого зависит восприятие зрителя. Как он воспримет картинку, какие у него будут эмоции.
Что бы ты посоветовала тем, кто тоже хочет прийти в эту профессию?
Сил и терпения, конечно. Если вы только пришли в эту профессию, пришли в театр — нужно быть готовыми к тому, что вы не сразу будете писать свет. Сначала придётся изучать всё оборудование, как оно работает, как вообще называется свет — контровой, фронтальный, топовый. Это всё надо знать на практике, понимать, для чего и в какие моменты это нужно. Ты не сможешь написать красивый свет, если ты не знаешь, как его сделать и как это всё работает.
Фото: из личного архива
Финальный вопрос со звёздочкой — если во всём мире электрический свет исчезнет, какой выход найдёт осветитель?
Я бы распахнула шторы и открыла окно. А если нужно сделать красивые тени, то можно на окне что-нибудь нарисовать. То есть если нет электрического света, мы будем использовать естественный. И ничего лучше нет, чем естественный свет. Чтобы сделать его цветным, можно опять же разрисовать цветом окна. Свечки ещё можно зажигать. Изначально ведь и так всё создавалось, когда появились театры, но ещё не было технологий. Потом уже появились лампы на газу, фонари на улице. Кстати, газовые лампы до сих пор иногда используют. А если бы и этого не было, то я бы, как Данко, вырвала сердце и осветила им весь мир.
Беседовала София Маргацкая
Gokon: Система знакомств по интересам. 18+
Реклама. ИП Щеглов Дмитрий Сергеевич. ИНН 773365056065.
Подробнее
Источник: kudago.com