Александра Экстер: амазонка русского авангарда

0 0

Русский авангард — пёстрое и многогранное явление, и о каждом его представителе можно говорить часами. Недавно мы рассказали вам о творчестве Аристарха Лентулова, а сегодняшний материал хотим посвятить Александре Экстер. Она чуть менее известна, чем её коллеги по художественной революции, но её пластические открытия совершенно точно заслуживают внимания.

Фото:

alexandra-exter.net

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото:

artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото:

artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото:

artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото:

artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото:

artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Экстер и живопись авангарда

Содержание статьи:

Украинско-русско-французская художница Александра Экстер с самого начала творческого пути варилась в супе русского авангарда, поэтому, кажется, у неё не было шансов примкнуть к какому-то другому течению.

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото: artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото: artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото: artchive.ru

Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Казимир Малевич — она знала их всех, а последний даже в качестве исключения позволял девушке посещать его мастерскую. Позднее состоялись её встречи с такими героями мировой художественной сцены той поры, как Франц Марк, Робер и Соня Делоне, Жорж Брак, Пабло Пикассо.

Наряду с Натальей Гончаровой, Любовью Поповой, Варварой Степановой и Ольгой Розановой Александру Экстер часто называют амазонкой русского авангарда.

Бенедикт Лившиц, поэт и исследователь футуризма:

«Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному „яду“, и если ни одна из них не вырезала у себя правой груди, чтобы заменить её досекинской тубой, то удержали их от этого главным образом соображения эстетического порядка».

Эстетика Экстер менялась на протяжении всей её жизни. Сначала это были эксперименты в духе неоимпрессионизма, затем — поиски новых трактовок орфизма, после — переосмысление кубизма. Но если другие кубисты раскладывали объекты на простейшие элементы, то художница, напротив, стремилась к обобщению изображения. Были и любопытные опыты в супрематическом ключе.

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото: artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото: artchive.ru

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото: artchive.ruСтиль Экстер не вписывается в рамки какого-либо конкретного направления, но наиболее близок к кубофутуризму.

Работы художницы — это контраст светлых и тёмных тонов, ритмичность, динамика цвета и формы, декоративность, лёгкость кисти.

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Фото: artchive.ru

Экстер и книжная графика, сценография и прикладное искусство

Интересы Экстер не ограничивались станковой живописью. Она была замечательным сценографом, создавала эскизы декораций и костюмов. Критики отмечали, что художница совершила настоящую театральную революцию. Её новаторство заключалось в том, что она сделала основной осью декораций свет и ввела вертикальные конструкции.

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Испанская пантомима. Эскиз декорацииФото: artchive.ru

Александр Таиров, актёр и режиссёр:

«Экстер — художница с исключительной чуткостью».

Для московского Камерного театра, художественным руководителем которого был Александр Таиров, она разработала визуальное решение к спектаклям «Фамира Кифаред», «Ромео и Джульетта», «Саломея».

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта»

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Эскиз костюма к спектаклю «Саломея»

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Эскиз костюма к спектаклю «Фамира Кифаред»

Также придуманные ей костюмы можно увидеть в фильме Якова Протазанова «Аэлита». Они отличаются новаторским подходом и интереснейшим, почти архитектурным построением.

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Кадр из фильма «Аэлита»Фото: quinlan.itВ журнале «Пролеткино» писали, что Экстер населила Марс «не то римскими легионерами, не то современными водолазами».

Экстер, кроме того, сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной армии, делала рукописные книги с собственными рисунками, иллюстрировала футуристические сборники и не только, рисовала эскизы тканей, платков, подушек и абажуров, оформляла улицы к революционным праздникам. Каждый её проект характеризуется артистизмом исполнения, гармонией стиля и великолепным вкусом.

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Иллюстрация к книге Пьера Ронсара Livres des Amours, des Sonnets pour Hélène et des OdesФото: theartnewspaper.ru

Было интересно? Тогда читайте наш материал про Аристарха Лентулова.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.

Смотреть расписание

Источник: kudago.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.