Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Петербургская архитектура в деталях: атланты и кариатиды

Во время прогулок по Петербургу мы регулярно встречаемся с его бессменными жителями — атлантами и кариатидами. Они не присоединяются к нам, поскольку не могут отлучиться от своей работы — поддерживать здания. KudaGo продолжает серию материалов о деталях городской архитектуры и приглашает лучше узнать его каменных обитателей. Мы расскажем, откуда они к нам прибыли, в чём важность их труда и где познакомиться с самыми интересными представителями. Ещё больше увлекательных материалов о необычной архитектуре нашего города ищите в спецпроекте.

11084
Yair Haklai, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org

Кто такие атланты и кариатиды и в чём между ними отличия?

Слово «атлант» (также «атлас» или «теламон») пришло из греческой мифологии, где атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращённым в камень. «Кариатида» (также «кора», то есть «девушка») впервые встречается в сочинениях архитектора Витрувия, который взял слово из греческих источников. Оно имеет несколько трактований: девушки, несущие на голове корзины со священными дарами на праздниках в честь Афины и Артемиды, или жительницы области Кария в Малой Азии, которых за измену родине превратили в рабынь и заставили носить тяжести.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе
Если статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, её также называют «канефорой». А маленьких атлантов именуют «путти».

Основное отличие между архитектурными элементами только в гендерном признаке: скульптурное изображение мужской фигуры, служащее опорой для здания, называется атлантом, женской — кариатидой. Пол определяет тяжесть ноши скульптуры: в античной архитектуре женские фигуры удерживают на своих плечах не слишком тяжёлые предметы, а небесный свод доверяют склонившим голову и плечи атлантам.

Есть исключения: нимфы-океаниды в скульптурной группе Феодосия Щедрина «Нимфы, несущие небесную сферу» для Адмиралтейства или кариатиды, которые удерживают в равновесии прозрачную сферу купола «Зингера».
Nikolay Bulykin, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Nikolay Bulykin, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org

Эти фигуры нужны только для красоты или от них есть польза?

Валерий Брюсов, «На острове Пасхи»: «Кто создал семью великанов? Кто высек людей из утёсов, Поставил их стражей туманов?».

Изначально декор создали греческие зодчие, которым было не занимать фантазии: вместо скучных колонн здания стали украшать человеческими фигурами. У элементов была скорее утилитарная функция: атланты поддерживали перекрытия здания, балконы и карнизы, кариатиды заменили надоевшие пилястры. Однако впоследствии элементы стали выполнять не только функциональную, но и декоративную роль.

Наталья Филатова, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org
Наталья Филатова, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons
Согласно официальному определению, кариатида — статуя одетой женщины. Но в Петербурге фигуры чаще всего изображены полуобнажёнными.

Как атланты и кариатиды пришли в Петербург?

Здания начали оформлять декоративными элементами ещё в античном искусстве. Самых первых атлантов нашли в греческом храме Зевса в Долине храмов Агридженто в итальянской Сицилии, похожие фигуры из монолита уже были созданы в Древнем Египте. Однако наибольшую популярность атланты и кариатиды приобрели в архитектуре XVII—начала XX веков, как раз когда формировался центр Петербурга.

Serengeti, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org
Serengeti, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

При строительстве первых городских зданий в начале XVIII века лишних украшений не использовали. Потребность в пышном декоративном оформлении возникла при распространении стиля барокко в конце 60-х годов того же века. На помощь архитекторам пришли атланты, держащие перекрытия, кариатиды, обрамляющие окна, амуры, львы и человеческие маски, ставшие частью композиции фасадов.

В творчестве Франческо Растрелли скульптура стала главным средством оформления строений. Он создал атлантов Екатерининского дворца и кариатид Строгановского дворца. Согласно легенде, авторству итальянца приписывают и барочный фасад особняка Мясникова, балкон которого поддерживают атланты.
Максим Хлопов, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org
Максим Хлопов, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Когда в моду пришёл классицизм, строения перестали так вычурно оформлять. Фигуры вновь вернулись в город в середине XIX века, когда классицизм сменила богатая декором эклектика. Более 60% строений с атлантами и кариатидами построили в этот период: например, десять самых известных атлантов портика Нового Эрмитажа.

Александр Городницкий, «Атланты»: «Когда на сердце тяжесть и холодно в груди К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди. Там без питья и хлеба, забытые в веках Атланты держат небо на каменных руках».
Andrew Bossi, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org
Andrew Bossi, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

На рубеже XIX—XX веков в городе правил модерн, в котором также использовался декор. С 1917 года мотивы кариатид и атлантов перестали добавлять в архитектуру.

Роман Ивана Шамякина «Атланты и кариатиды» и одноимённый восьмисерийный фильм Александра Гутковича (1980) не имеют прямого отношения к декору. Они рассказывают про архитектора, который строит социалистический город в Белоруссии и решает морально-этические проблемы.
Azmanova Natalia, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org
Azmanova Natalia, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Считается, что на счастье нужно потереть три повреждённых взрывом пальца атланта.

Сколько всего атлантов и кариатид в нашем городе?

Роман Буревой, «Северная Пальмира»: «Всеслав бродил по улицам Северной Пальмиры с утра до вечера. Сколько же в этом городе атлантов и кариатид! Юный гладиатор сбился со счёта».

Точной цифры нет. Автор книги «Атланты и кариатиды Петербурга» Павел Матвеев говорит о 300 зданиях, украшенных скульптурами и лепными изображениями атлантов и кариатид. Часть фигур оказалась забытой или была уничтожена. Мы остановимся на наиболее интересных представителях и расскажем, где их можно увидеть.

Tsyganov Sergey, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org
Tsyganov Sergey, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Где в центре Петербурга посмотреть на атлантов и кариатид?

Про портик Эрмитажа и особняк Мясникова вы уже знаете. Не менее популярным зданием является доходный дом Веге (наб. Крюкова канала, 14), парадный въезд во двор которого охраняют скульптуры молодых атлантов и декоративная колоннада.

PichuginaDiana, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
PichuginaDiana, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org

Атланты не всегда представлены статными полуобнажёнными мужчинами: посмотреть на непривычную версию приглашаем в доходный дом С. Ф. Англареса (Сапёрный пер., д. 13). Фигуры непропорциональны, прикрываются шкурами, обуты в ботинки и угрожают кулаками. Жители называют их варварами или сравнивают со славянами.

Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org

В особняке Белосельских-Белозерских (наб. Фонтанки, д. 42) атланты поселились не сразу. Здание построили в середине XVIII века, когда пышный декор ещё не был в почёте. Во время перестройки в середине XIX века особняк приобрёл черты барокко и обзавелся фигурами атлантов снаружи и кариатид во внутренних покоях дворца.

Среди кариатид одними из самых известных считаются дамы, поддерживающие массивные эркеры в доходном доме Мальцевой (Невский пр., д. 77).

В доме Пашкова, или Департамента уделов, (Литейный просп., д. 39) девушки украшают пилоны у входа и поддерживают балкон второго этажа. Дамы прославились тем, что их здание описал Некрасов в «Размышлениях у парадного подъезда».

В Ново-Михайловском дворце (Дворцовая наб., д. 18) кариатид можно хорошо рассмотреть только с высоты птичьего полёта. В этом здании скульптуры девушек завершают коринфские колонны на уровне третьего этажа.

Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org
Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Часто атланты и кариатиды изображены совместно. Такую картину можно увидеть при входе в особняк Демидовых (Большая Морская ул., д. 43). В начале XX века в здании находилось посольство Италии, а сейчас здесь расположен Балтийский банк.

Vadim Zhivotovsky, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org
Vadim Zhivotovsky, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Дом Трофимова (ул. Чайковского, д. 17) смело может попасть в категорию «18+». Вход в шестиэтажное здание украшен парами кариатид и атлантов, причём последние противоестественно выгнуты и бесстыдно демонстрируют прохожим свой вид сзади.

Теперь вам осталось лишь дождаться тёплой погоды, вооружиться нашим гидом и отправиться знакомиться с каменными обитателями Петербурга. Для полноценного погружения перед прогулкой мы рекомендуем ознакомиться с координатами домов, украшенных атлантами и кариатидами, и вдохновиться роликом на YouTube.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID33264

Комментарии к «Петербургская архитектура в деталях: атланты и кариатиды»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 4 из 5 (57)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!