В российский прокат вышла тихая драма с Адель Экзаркопулос в главной роли — звездой европейского кино. На ней буквально держится весь фильм, однако есть ещё кое-что интересное в этом франко-бельгийском дебюте.
Фото:
film.ru
Кассандре (Адель Экзаркопулос) 26 лет. Она работает стюардессой во французском лоукостере. В её жизни есть место только для самолётов, алкоголя, тусовок между полётами и отношений на одну ночь. В этой рутине она пытается утопить свою неуверенность, несостоятельность, грусть, боль и душевные травмы. Даже в праздники она готова брать лишние смены, лишь бы не возвращаться домой, где её ждут отец и сестра. А ещё её тревожит невосполнимая утрата: мать Кассандры 3 года назад погибла в автокатастрофе, и теперь девушка вынуждена прятать свои истинные чувства за фальшивой улыбкой бортпроводницы.
Фото: kinopoisk.ru
Дебют режиссёров Жюли Лекустр и Эммануэля Марре на первый взгляд не кажется чем-то примечательным. Скучноватая и тихая инди-драма о буднях совершенно обычной стюардессы, которая даже не имеет никаких целей и стремлений. Вся её жизнь — это перелёты, продажи духов на борту самолёта, алкоголь, случайные связи, бессмысленные вечеринки, которые даже сняты в ином ключе, как под прицелом тысячи световых пушек, потому что только тогда Кассандра хотя бы пытается быть искренней. В остальное время она обманывает себя, рассказывая всем, что ей нравится путешествовать. Но на самом деле её поездки — это однотипные клубы и отдых в номерах отелей, не более. А кроме того, она регулярно обманывает пассажиров, когда надевает неискреннюю улыбку, за которой таится невообразимый страх, ужас и печаль. И её в какой-то степени всё это устраивает, поскольку даже между увольнением и повышением до начальницы экипажа она готова выбрать должность младшего бортпроводника. То есть оставить всё как есть, не добиваясь чего-то большего. У неё даже нет желания отправить резюме в авиакомпанию мечты.
Но всё это лишь сюжетная канва, которая позволяет раскрыть нечто более глубокое. Лекустр и Марре не балуют зрителя сюжетными поворотами или тем, что беспроигрышно вызывает сильную эмоцию. Они предельно внимательны к деталям: как Кассандра выкладывает фото в соцсети, листает Tinder, ведёт себя в компании и на работе. Камера беспрерывно следует за главной героиней, не выпуская её из поля зрения ни на секунду. Удаётся рассмотреть буквально каждый жест и микро-взгляд. Это своеобразная рутина, которая запечатлена на киноэкране и собрана в особую хореографию, пластику движений и гибкость монтажа. Кажется, что если поменять кадры местами, то разницы не будет. Однако очевидно, что в структуре присутствует некая логика, которая усиливает ощущение рутины и повторяющихся действий.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Во второй части фильм приобретает совершенно иное настроение и тональность. Самолёты и небо медленно исчезают из сюжета и заменяются возвращением домой к семье. На первый план выходит всё то, что Кассандра скрывала на работе, чтобы соответствовать стандартам авиакомпании. Сложные отношения с отцом, который, кажется, не принимает дочь и её выбор профессии, прохладные отношения с сестрой, попытки казаться лучше в компании старых друзей и, наконец, травма, связанная со смертью матери. Здесь нет чувства вины или чего-то, что обычно закладывается в героев, чтобы вывести их на новый уровень переживаний и усилить эффект драмы.
Даже здесь фильм вообще не про особенности и высоту чувств главных героев. Он про естественность подобных эмоций и их понятность.
Безусловно, дебют не мог обойтись без шероховатостей, которые, впрочем, добавили жизни в кино. Однако, совершенно точно, вся лента держится на игре Адель Экзаркопулос с её неповторимой архитектурой лица и психофизикой. От стюардессы с аккуратным хвостиком и в строгой униформе она превращается в неопрятную девушку, которая носит растянутые футболки, не собирает волосы, пьёт алкоголь. И наоборот. Совершенно гениальный эпизод, в котором героиня Экзаркопулос учится концентрироваться на улыбке и не думать ни о чём личном, как того требовало задание с курса переподготовки на старшего бортпроводника. Крупный план, её лицо и неискренняя улыбка, за считанные секунды стекает в невыразимую пустоту, боль и страх. За одну сцену актрисе удалось отразить всю должную партитуру своей героини.
Впрочем, французское кино, как и всегда, неторопливое, достаточно понятное и предельно детальное к обыденности, что непросто в режиссёрском исполнении. Может быть, «Под облаками» работа совсем необязательная и пропустить её не так страшно, но что-то узнать о себе картина наверняка поможет.
Текст — София Маргацкая
Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.
Смотреть расписание
Источник: kudago.com