Уильям Тёрнер — известный британский мастер романтического пейзажа, творчество которого предвосхитило импрессионизм. О том, что новаторского было в его живописи и где он черпал вдохновение, — в нашем материале.
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Фото:
artchive.ru
Для Уильяма Тёрнера свет был таким же полноправным инструментом, как краски и кисть. Как сформировался стиль художника? Кем были его кумиры в мире искусства? Как он повлиял на дальнейшее развитие живописи?
Фото: artchive.ru
Диалог с солнцем
Содержание статьи:
Уильям Тёрнер взялся за кисть рано, и в 14 лет одну из его работ уже показали в Королевской академии художеств, что открыло для юноши дверь в учебное заведение в качестве вольного слушателя. В те годы он часто бывал дома у президента Академии Джошуа Рейнолдса, где любовался шедеврами Питера Пауля Рубенса, Никола Пуссена и Рембрандта. Их стиль молодой человек изучал с большим вниманием.
Питер Пауль Рубенс. Пейзаж с радугойФото: artchive.ru
Никола Пуссен. Пейзаж с евангелистом МатфеемФото: artchive.ru
Рембрандт. Пейзаж с добрым самаритяниномФото: artchive.ru
Но безусловным кумиром Тёрнера был Клод Лоррен, полотна которого так и источают солнечный свет.
Клод Лоррен. Утро в гаваниФото: artchive.ru
Клод Лоррен. Пейзаж с Парисом и ЭнонойФото: artchive.ru
Клод Лоррен. Отплытие царицы СавскойФото: artchive.ruГоворят, что когда Тёрнер впервые увидел произведения Лоррена, то расплакался от переполнивших его чувств.
Лорреновскую любовь к солнцу Тёрнер перенёс в свои работы. От его картин словно исходит тепло и золотистое свечение. Вообще свет был его главным другом и полноценным творческим напарником. Благодаря этой «совместной работе» полотна получались настолько живыми и подвижными, что казалось, будто мастеру удавалось заставить время замереть.
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Бенджамин Уэст, художник:
«Рембрандт хотел бы так писать!.. Если б мог».
Тёрнер создал новый тип пейзажа, в основе которого лежали не реальные характеристики места, а впечатления художника от увиденного. В этом его близость с импрессионистами. Они, подобно своему британскому предшественнику, также стремились перенести на холст чистую эмоцию.
Клод Моне. Здание Парламента в ЛондонеФото: artchive.ru
Пьер-Огюст Ренуар. Деревня у моря. Церковь в ВаренвиллеФото: artchive.ru
Камиль Писсарро. УрожайФото: artchive.ru
Манера творить
Люди, которым посчастливилось видеть Тёрнера за работой, утверждали, что у мольберта он впадал в неистовство. Начинался процесс с того, что художник полностью заливал краской холст, после чего брался яро и бессистемно тереть поверхность руками и кистью. Но — о, чудо! — через какое-то время сквозь пёстрый хаос проявлялись очертания чего-то узнаваемого — волн, кораблей, виднеющихся на горизонте гор. И всё это — под диском сияющего солнца, от которого исходила сама жизнь.
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ruМетод Тёрнера абсолютно не соответствовал академической традиции, но, безусловно, принёс свои плоды.
Из-за того, что художник много экспериментировал с красками и часто использовал недолговечные пигменты, со временем его полотна поблекли. Но, говорят, Тёрнера мало заботили мысли о потомках: ему хотелось, чтобы его живопись наполняла человеческие души здесь и сейчас.
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Что ещё посмотреть и почитать о Тёрнере?
Чтобы больше узнать о жизни и творчестве Уильяма Тёрнера, советуем прочитать книгу Питера Акройда «Тёрнер», послушать онлайн-лекцию «Уильям Тёрнер и Уильям Блейк. Из XVIII столетия в XX век» и после этого пройти тест, посвящённый наследию мастера. Также рекомендуем к просмотру художественный фильм «Мистер Тёрнер».
Источник: kudago.com