Созидание и саморазрушение: рецензия на фильм «Оппенгеймер»

Кристофер Нолан давно удивляет как любителей авторского кино, так и массового зрителя. Новая работа режиссёра оказалась ключевой в его творчестве, довольно личной и выстраданной. А ещё очень небанальной и неожиданной даже в рамках ноллановского почерка. Ещё больше увлекательных материалов про мир кино, обзоров премьер и рецензий на картины ищите у нас в разделе.

«Оппенгеймер»

Фото:

wegotthiscovered.com

Американский физик Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи) был гением, политиком и дьяволом в одном лице. Именно его называют «отцом ядерной бомбы». Фильм рассказывает об учёном от студенчества до знаменитого «манхэттенского проекта» и отстранения от руководящей должности.

Лента основана на книге «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» Кая Берда и Мартина Шервина.

Фото: ansto.gov.au

«Оппенгеймер» Нолана — крайне некомфортное кино. Рваный монтаж, вспышки света, смена цветной плёнки на чёрно-белую, неумолимые скачки во времени, за которыми довольно сложно уследить. Для тех, кто не знаком с методами Нолана, фильм может обернуться тревожной пыткой. Но знающие особенности ноллановского стиля будут приятно удивленны. Вероятно, «Оппенгеймер» — пик режиссёрского мастерства автора.

Нолан, любящий ставить эксперименты и испытывать свой бесконечный киноаттракцион, проделывает в фильме довольно филигранную работу, где за формой не теряется содержание.

В «Оппенгеймере» необычно много разговоров, однако даже за ними сложно уловить хронологическую нить. Этот фильм нужно воспринимать исключительно визуальными образами, звуком и динамикой монтажа. Опираясь на всё это, будет проще докопаться до глубины личности физика.

Фото: kinopoisk.ru

Нолан намеренно избегает стандартной структуры байопика. Режиссёра интересует нечто более сакральное, то, что волновало Оппенгеймера, волнует Нолана сейчас и способно взволновать зрителя в кинозале. Ведь именно вне контекста жизненных обстоятельств герой и его история внутренних терзаний становятся интереснее и пленительнее.

Жизнь Оппенгеймера показана с разных точек зрения. Во-первых, с помощью внутреннего допроса, в котором физик под пристальным взглядом режиссёра открывается с неожиданных сторон. Интересны не столько связь физика с коммунистами и возможная госизмена, сколько подробности его личной жизни и убеждений. Испытывал ли Оппенгеймер угрызения совести при создании ядерной бомбы?

Фото: kinopoisk.ru

Фото: kinopoisk.ru

Фото: kinopoisk.ru

Фото: kinopoisk.ru

Другая точка зрения на жизнь Оппенгеймера — это чёрно-белые вставки, в которых солирует совершенно неузнаваемый Роберт Дауни-младший в роли Льюиса Штраусса, председателя комиссии по атомной энергии. Именно этот персонаж «раздел» Оппенгеймера перед государством из-за своих мелочных мстительных мотивов. Наконец, третий взгляд на жизнь физика — это его собственные воспоминания и чувства, которые Нолану удалось превратить в яркие визуальные образы, связанные с космосом, частицами, атомами, мечтами о звёздах и дырах во времени, а ещё с легендой о Прометее, который украл огонь во имя человечества, но был за это наказан.

«Оппенгеймер» Нолана — это история творца, который так сильно был увлечён трансормацией своей идеи в жизнь, что не сумел просчитать последствия и понял суть своего творения слишком поздно. Ядерная физика здесь похожа на нотную грамоту, а биография — на чертоги воспалённого разума.

Посыл фильма хоть и сопряжён с ужасным и разрушительным, так или иначе связан с созиданием и гуманизмом. Даже на уровне смысла «Оппенгеймер» — один сплошной парадокс, препарирующий вечные вопросы и неразрешимые моральные дилеммы.

Фото: cinemablend.com

Что ещё играет Нолану на руку, так это кастинг. Мэтт Дэймон, Джош Хартнетт, Гэри Олдман, Рами Малек, Эмили Блант, Флоренс Пью — самый топовый состав современного Голливуда, который оказывается на второстепенных, но очень органичных ролях. Роберт Дауни-младший однозначно вырывается из амплуа Тони Старка, а вот Киллиан Мёрфи точно получает свою самую главную в жизни роль. Сыграть одного и того же человека в разные периоды жизни — от студенчества до старости — дорогого стоит.

Фото: geektyrant.com

Как это ни странно, но, оказавшись в одном инфополе с «Барби», «Оппенгеймер» продолжает фем-тематику. Нолан рисует сугубо мужскую вселенную и показывает, что происходит с миром, где правят тотальный патриархат и мужской эгоцентризм.

Текст — София Маргацкая

Ожидать от «Оппенгеймера» классических приёмов не стоит. Зато стоит при просмотре обострить свои чувства и обращать внимание на внутренние импульсы, которые помогут увидеть самое необычное и гуманистическое кино этого года.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Джаз, средневековая и классическая музыка на органе. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250

Смотреть расписание

Источник: kudago.com

Кино в Москве
Comments (0)
Add Comment