Прямо сейчас в прокате можно увидеть дебютный полнометражный фильм Феликса Умарова, которому доверили воздвигнуть памятник нерукотворный солнцу русской поэзии — Александру Пушкину. Актёрский состав во главе с сегодняшним любимчиком публики Юрой Борисовым и размах декораций впечатляет уже по кадрам из трейлера. Однако спрятать общую пустоту и бесцельность фильма у команды так и не получилось. Подробнее о рэп-баттлах Пушкина, Бенкендорфа и Николая I читайте в нашей рецензии. Ещё больше обзоров премьер и рецензий на фильмы ищите у нас на сайте в разделе про кино.
«Пророк. История Александра Пушкина»
Фото:
lifehacker.ru
Александр Пушкин (Юра Борисов / Кай Гетц) всегда был бунтарём — и в лицее, и на балах, и в ссылках и даже при дворе. На протяжении всей жизни его сопровождали верные друзья — Иван Пущин (Илья Виногорский) и Константин Данзас (Роман Васильев). А покровительствовали ему такие люди, как княгиня Голицына (Светлана Ходченкова), Василий Жуковский (Илья Любимов), приближённый к императору военный деятель Александр Бенкендорф (Сергей Гилёв), да и сам император Николай I (Евгений Шварц). Совокупность удачи, таланта и упорства привела Пушкина к бессмертной славе и любви всей жизни — Наталье Гончаровой (Алёна Долголенко). Но ещё над Пушкиным всегда довлела судьба и злой рок, от которого ему не удалось сбежать.
Фото: centrezotov.ru
Придя в кинозал на фильм, уже через несколько минут неподготовленный зритель будет удивлён, осознав, что перед ним рэп-мюзикл. Создатели проекта по необъяснимым причинам продвигали это кино как классический байопик о главном поэте для нашей страны. Однако вместо привычного пересказа биографии придётся столкнуться с отдельными главами из жизни поэта. «Пророк. История Александра Пушкина» — это скорее кино по мотивам, а не достоверное исследование.
Превратить известные со школьной скамьи стихотворения Пушкина в рэп-композиции и оформить их в виде баттлов Пушкина с Бенкендорфом в кожаном плаще, как у чекиста, и с довольно пугающим Николаем I в исполнении Шварца — идея, конечно, свежая и в какой-то степени смелая. Дух современного кино привык тут же откликаться на запросы аудитории — почему бы не пересказать учебник по литературе в понятном формате для зумеров? Ведь кому-то «Пророк» даже наверняка вернёт ностальгию по 2017 и всеобщему баттловому безумию. Или почему бы не отказаться от занудных структур байопика по схеме «рождение-падения-взлёты-любовь-смерть» и не сделать из Пушкина MC Сашу и настоящую рэп-звезду? В нынешнем кино, которое нацелено на переосмысление старых структур и жанров, возможны самые разнообразные и безумные феерии. В конце концов, пара музыкальных номеров действительно получились впечатляющими благодаря музыкальной, хореографической и операторской составляющей.
Фото: kino-teatr.ru
Очевидно, что Феликс Умаров вдохновлялся эстетикой мюзиклов База Лурмана и создавал своего «Великого Гэтсби», где шампанское также льётся рекой, но вместо Ланы дель Рей и A little party never killed nobody звучат стихотворные пушкинский рифмы в аранжировке топота сапог, хлопков в ладоши, ударяющихся о стол папок с личными делами. Но уже после первой композиции слышать эти ритмы становится скучно.
При всём размахе декораций и постановки «Пророку» не хватает глубины повествования и проработки героев. За красивым и претенциозным фасадом не скрывается ровным счётом ничего. Авторы словно прошлись по верхам биографии, которую нужно было уложить в двухчасовой хронометраж в оригинальной форме, и хотя бы по разочку засветить ключевых персонажей. При этом оседлать главную задачу такого байопика — показать, с одной стороны, одарённость Пушкина, а с другой стороны, развенчать ореол неприступности — не удалось. Пушкин скорее получился обыкновенным повесой, скачущий по лицейским партам и столам. Он, будто Китинг из «Общества мёртвых поэтов», только бунт здесь получился с натяжкой.
Фото: kino-teatr.ru
Миф же о Пушкине, кажется, лишь усилился. Финальные эпизоды с нарочитым подтекстом о вечности Пушкина лишь ещё больше укрепили незримое присутствие поэта, но сам фильм никак не объяснил его истинную важность для российской культуры. А эпилог, в котором появляется Лермонтов, — лишь пошлый намёк на сиквел. Пошлее этого только попытка сплести воедино биографию Пушкина с магическим реализмом и предсказаниями гадалки, которая на картах разложила совсем юному поэту всю его судьбу. Клочок бумажки с обрывками гаданий погубил и образ поэта, и общий замысел фильма.
И всё же есть кое-что важное, что нащупывает «Пророк» в нашем современном кино. Российский зритель так сильно боится мюзиклов и незыблемых фигур вроде Пушкина, что прокатчик принимает решение умалчивать важные факты о фильме во время пиар-кампании.
Фото: kino-teatr.ru
Текст — София Маргацкая.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Москве и Санкт-Петербурге. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Источник: kudago.com