Рецензия на спектакль «Женитьба, или Последний пункт одиночества» в Театре на Садовой («Приют комедианта»)

Спектакль Андрея Прикотенко по мотивам пьесы Николая Гоголя рассказывает о современных мужчинах и женщинах, об одиночестве и попытках обрести личное счастье. О том, как люди путаются в иллюзиях и хотят получить любовь по щелчку пальцев, словно оплаченный товар, ждущий их в пункте выдачи.

Режиссёр Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили, в 2022 году поставившие в Театре на Садовой спектакль «Серотонин», на этот раз обратились к Гоголю и предлагают взглянуть на пьесу «Женитьба» с точки зрения сегодняшнего дня.

Андрей Прикотенко — режиссёр петербургской школы, закончил СПбГАТИ (сейчас РГИСИ) у Вениамина Фильштинского. Его спектакль «Эдип царь» в Театре на Литейном, где он основал мастерскую, получил специальный приз жюри «Золотой Маски» 2003 года и петербургскую театральную премию «Золотой софит». С 2023 года Андрей Прикотенко — художественный руководитель государственного академического театра «Красный факел» в Новосибирске.

Для спектакля «Женитьба, или Последний пункт одиночества» Прикотенко сочинил собственный текст с опорой на Гоголя. От оригинальной «Женитьбы» остались имена персонажей и некоторые фрагменты, но вопросы, поднятые писателем, спустя почти два века зазвучали ещё острее и болезненнее. Почему люди в расцвете сил одиноки? Что мешает им найти «вторую половинку»? Действительно ли они ищут любовь или просто хотят, чтобы кто-то пришёл и спас их жизни, которая им наскучила?

Мария Лысюк (Гафа)

В центр спектакля режиссёр поместил Агафью Тихоновну Купердягину, петербурженку 36 лет, сделав её владелицей престижного ателье. Агафья, или просто Гафа (её играет актриса Мария Лысюк) — сапожник без сапог. Хозяйка салона, где шьют мужские костюмы и женские свадебные платья, не замужем, а её окружение составляют вечно бурчащий закройщик Степан и сердобольная дизайнер Фёкла.

Жанр спектакля обозначен как «драматическая комедия». Юмор здесь вытекает из узнаваемости образов и ситуаций, в то время как в жизни Гафы разыгрывается настоящая драма. Героиня Марии Лысюк живая, трогательная эмоциональная, а ещё запутавшаяся и потерянная. Она вроде бы искренне хочет обрести семейное счастье, но что-то как будто сломалось, и мечта остаётся мечтой.

Мария Лысюк (Гафа), Игорь Мосюк (Подколёсин)

Гафа сидит в своём офисе, словно принцесса в замке, ожидая, что за ней приедет прекрасный принц на чём-нибудь статусном и сделает предложение руки и сердца. На задник сцены проецируется анкета Гафы на сайте знакомств. В профиле значится «в поисках серьёзных отношений», о которых она, по-видимому, не имеет понятия, и «без иллюзий», хотя её понимание любви как раз на иллюзиях и строится. По мнению Гафы, важнее всего, чтобы её избранник был готов жениться на ней чуть ли ни сразу, иначе зачем всё это затевать. А недавно ей приснилась та самая песня про огнегривого льва, и лев этот, она уверена, олицетворяет её будущего супруга. Чем судьба не шутит — за один день в салон Гафы нагрянут сразу два Льва, только счастливее от этого она не станет.

Мария Лысюк (Гафа), Игорь Мосюк (Яичница)

В пьесе Гоголя Агафья — купеческая дочь, но о том, чтобы выйти за равного себе по положению, и слышать не хочет: «Мне, говорит, какой бы ни был муж, хоть и собой-то невзрачен, да был бы дворянин». У Прикотенко Гафа руководствуется тем же принципом, среди её «женихов» — глава крупной компании Игорь, замглавы района Лев Давыдович, москвич Подколёсин с квартирой в центре и другие состоятельные люди. Однако каждый раз что-то не клеится: одному не нравится нос Гафы, другой пьяница, третий болен, а последний жених, Подколёсин, попросту боится расстаться с одиночеством, к которому он так привык.

Игорь Мосюк (Степан)

Все мужские роли в спектакле исполняет актёр театра и кино Игорь Мосюк. Артист перевоплощается семь раз, создавая узнаваемые образы современных мужчин. Калейдоскоп покупателей-«женихов», а также мизантроп-Степан и врач «скорой помощи», без которой не обходится вся эта драматичная история, выглядят так достоверно, будто они и правда зашли в театр с улицы. С чёрно-белым пространством сцены, на которой расставлены манекены в костюмах и платьях, контрастирует красный фрак закройщика Степана. Это единственный мужчина, которого Гафа видит каждый день, но при этом… не видит в упор.

В поиске женихов Гафе помогает её дизайнер и подруга Фёкла (Наталья Парашкина / Татьяна Полонская). Фёкла замужем, но брак не приносит ей счастья. Тем не менее она одержима мыслью устроить Гафе личную жизнь и заманивает в ателье потенциальных поклонников. А после очередной неудачи успокаивает подругу словами «надо подождать, просто подождать».

Вот Гафа и ждёт, а в её жизни ничего не меняется. Сидя в ателье, подруги ведут беседы о накладных губах, накачанных ягодицах и прочих ухищрениях, без которых, по-видимому невозможно понравиться противоположному полу. Зал то дружно смеётся, то затихает в задумчивости, такое беспросветное одиночество ощущается за этими разговорами.

У героев спектакля есть всё, что многие хотели бы иметь, они состоятельны и успешны. Только зачем им всё это, если рядом нет того, с кем можно разделить внутреннее тепло? Жизнь теряет краски и смыслы, становится чёрно-белой, и остаётся только вопрошать в пустой комнате: «Алиса, как мне быть?!».

Текст: Наталия Агапова

Фотографии Александра Коптяева предоставлены пресс-службой Театра на Садовой

Экскурсии в Санкт-Петербурге

Необычные экскурсии от местных жителей. Реклама. Заказчик Tripster Limited/Трипстер Лимитед. ИНН: 9909537328. 16+

Смотреть расписание

Источник: kudago.com

Театральные обзоры и рецензии в Санкт-Петербурге
Comments (0)
Add Comment