Не жизнь, а клоунада: рецензия на спектакль «Попытка не пытка» в Театре на Васильевском

В Театре на Васильевском поставили гротескную трагикомедию по рассказу писателя-юмориста Семёна Альтова. Премьера приурочена к юбилею автора. Герой спектакля «Попытка не пытка» ищет любовь, а находит сплошную пытку… потому что всю эту поисковую операцию затеял даже не он сам.

Кирилл Тарасов (Веня), Екатерина Зорина (Стелла)

Одна из самых востребованных тем сегодняшней театральной сцены — одиночество. В век гаджетов и соцсетей вопрос, как найти любовь и родственную душу, встаёт всё острее, и режиссёры задумываются о том, почему люди в наше время оказываются в подобии вакуума. Совсем недавно в Театре на Садовой состоялась премьера спектакля «Женитьба: последний пункт одиночества» по мотивам пьесы Николая Гоголя, и вот Театр на Васильевском представляет своё высказывание на эту тему. В основу спектакля Ильи Архипова лёг рассказ Семёна Альтова «Не понравится — уйду», насыщенный горькой иронией и меткими афоризмами.

Режиссёр и художник-постановщик Илья Архипов трактует историю о Вениамине в поиске жены как эксцентричную клоунаду. Грим Макса Медового и костюмы Алёны Песковой подчёркивают гротескную природу действия. При этом спектакль получился очень добрым. Зритель сочувствует персонажам, каждый из которых одинок и несчастен, а трогательная финальная сцена дарит веру в то, что взаимопонимание возможно даже в непростых жизненных ситуациях.

Кирилл Тарасов (Веня)

Елена Мартыненко (Мама)

Главный герой Веня в спектакле помолодел, он не пенсионер, как в рассказе Альтова, а тридцатилетний мужчина. Главную роль исполнил Кирилл Тарасов, создав узнаваемый образ человека, который считает себя самостоятельным, сам покупает хлеб и даже ходит на работу, вот только непонятно, живёт ли он вообще. Веню опекает властная, не терпящая возражений и мегазаботливая мама (Елена Мартыненко). Работает Веня фотографом в ателье, правда, он мечтал стать кинорежиссёром, но мама запретила. А теперь она решила женить его на женщине, которая станет для неё идеальной невесткой. Сам Веня своего желания на этот счёт не высказывал, но его, понятное дело, и не спросили. Зато в ход идут мемы про «сына маминой подруги» и прочие увещевания, которые должны убедить Вениамина в необходимости решить наболевший вопрос. Прямо сейчас.

Кирилл Тарасов (Веня), Константин Шевченко (Эдик)

Сценическое пространство, придуманное Ильёй Архиповым, олицетворяет собой бесхарактерность героя и его полное безразличие к собственной судьбе. Пол красноречиво устлан тюфяками, на них — раскиданные стулья, покосившийся диван, за которым то и дело прячется единственный друг Вени — кот Эдик (Константин Шевченко), пыльные застеклённые шкафы со всяким старьём. Посреди всего этого на полу красуется огромный воздушный шар. Как и Венина мечта стать режиссёром, как и вся его жизнь, этот шар так и не взлетел, оказавшись погребённым под слоем пыли. Веня заперт в своём мирке, словно жучок в стеклянной банке, но будто не замечает этого. Бабочки, возникающие за стеклом сценического задника, явно кажутся свободнее и счастливее.

Художник по свету Татьяна Яцюк расставила по всему спектаклю яркие световые акценты. То вспыхивает красный свет, под которым Веня проявляет фотоснимки, то загораются лилово-зелёные контрасты, то софит точечно высвечивает лица актёров. Жизнь, от которой герой так старательно скрывается, играет вокруг всеми красками.

Кирилл Тарасов (Веня), Татьяна Калашникова (Броня)

Юлия Костомарова (Фрида), Кирилл Тарасов (Веня)

Ульяна Чекменева (Изольда)

Елена Мартыненко (Мама), Кирилл Тарасов (Веня), Екатерина Зорина (Стелла)

Парад невест, устроенный Вениной мамой, обрёл форму эксцентрического карнавала. Перед ошеломлённым взором главного героя прошествуют четыре претендентки: мужиковатая Бронислава с армейскими замашками (Татьяна Калашникова), эфемерная медсестра Фрида с параноидальной зацикленностью на болезнях (Юлия Костомарова), живущая в мире грёз артистка филармонии Изольда (Ульяна Чекменева), бизнес-вумен и воинствующая феминистка Стелла (Екатерина Зорина). Каждый женский «номер» завершается песней, своеобразным резюме характера героини. Песни на стихи Евгения Бакулина, как и всю музыку к спектаклю, написал композитор Александр Богачёв. Кстати, все артисты поют вживую.

Аморфный Веня готов подстраиваться под каждую гостью, ведь невест выбрала для него мама, а своих пожеланий у него нет. Хотя есть одно: было бы здорово, если бы его будущая жена умела готовить драники. В свою очередь все четыре женщины глубоко погребены под ворохом страхов и ложных ценностей, явно не готовы менять свою жизнь и создавать семью.

Елена Мартыненко (Мама), Кирилл Тарасов (Веня)

«Вениамин, без вредных привычек, с чувством юмора. Самостоятельный», — раз за разом представляется Веня. Но поток невест с его безумием и суматохой заканчивается ничем, и герой снова остаётся в одиночестве. И тогда начинает звучать голос из-за дивана, а может, из сердца самого Вени. Этот голос говорит о свободе, без которой человек просто не может быть собой, не может делать выбор и искать свой путь ни в любви, ни в профессии, ни в других важных вещах.

После этого разговора в спектакле наступает перелом. Фарс испаряется, и на сцене остаются двое: мама и сын. Маме, как бы трудно это ни было, придётся понять: она уже сделала всё, чтобы сын стал счастливым, остальное должен сделать он сам. И у неё за спиной вырастают крылья. Веня нежно её обнимет, а потом выйдет из пыльной комнаты навстречу вольному ветру и кружащимся снежным хлопьям.

Текст: Наталия Агапова.

Фотографии Владимира Постнова предоставлены пресс-службой Театра на Васильевском.

Экскурсии в Санкт-Петербурге

Необычные экскурсии от местных жителей. Реклама. Заказчик Tripster Limited/Трипстер Лимитед. ИНН: 9909537328. 16+

Смотреть расписание

Источник: kudago.com

Театральные обзоры и рецензии в Санкт-Петербурге
Comments (0)
Add Comment