Минобрнауки с понедельника разрешило российским вузам возобновить очное обучение. Но решение они принимают сами. Оно зависит от условий в вузе и в регионе. Собкоры “Российской газеты” узнали, как сегодня работают высшие учебные заведения страны.
В вузах, где вернулись к очным занятиям, введены антивирусные меры и строгий масочный режим. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
В Красноярском крае, Новосибирской области все вузы перешли на очный формат. Правда, возможность остаться на дистанционке тоже есть.
Как рассказали в Сибирском федеральном университете, дома могут учиться те, кто контактировал с больными и находится на самоизоляции. И, конечно, иностранные студенты, уехавшие на родину.
Эти правила действуют практически во всех вузах, которые начали очное обучение. Также везде приняты меры профилактики. В Сибирском университете потребкооперации по коридорам и аудиториям периодически ходят дежурные, проверяя соблюдение масочного режима и необходимой дистанции. В каждом вузе есть антисептические средства в местах общего пользования, ведут контроль температуры тела. Тем, у кого нет масок, их выдают на входе в Донском государственном техническом университете. Запас средств защиты в вузе есть.
В таком же "безопасном" режиме началось очное обучение в Пензе, Перми, Ростове-на-Дону. В Екатеринбурге перешли на офлайн студенты всех курсов Уральского института управления – филиала РАНХиГС. Здесь уже прошла репетиция студенческого театра, который готовит премьеру, начала работать медиастудия и объявлен конкурс красоты. Вернулись студенты и в стены Уральского государственного юридического университета.
В Хабаровске начались очные лекции в Тихоокеанском госуниверсите. Справок от студентов не требовали. Посещали врача лишь те, кто живет в общежитии – в день заезда. Здесь онлайн продолжат вести занятия преподаватели старше 65 лет. Как, впрочем, и везде.
В Уральском институте управления прошли не только лекции, но и репетиция студенческого театра, занятия медиастудии. И объявлен конкурс красоты
Многие вузы выбрали "смешанный формат". В Санкт-Петербурге в большинстве вузов разработан специальный регламент. Как пояснил глава городского комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов, очная форма включает в себя также дистанционные технологии и электронные программы.
"Все лекционные занятия, где скапливалось большое количество студентов, по-прежнему будут проводиться дистанционно, – пояснил начальник учебно-методического управления Пензенского госуниверситета Виталий Соловьев. – А практические занятия, где требуется лабораторное или специальное оборудование, будут проводиться очно".
По его словам, на дистанте успеваемость не упала, как показали результаты сессии, оценки в целом соответствуют тем, что были у студентов до пандемии. Но преподаватели рады взаимодействовать со студентами в очном формате. "Как они воспринимают информацию по ту сторону экрана, я не могу знать, – признался Виталий Соловьев. – Кто-то хорошо занимается, а кого-то и в аудитории не расшевелишь. Поэтому мы рады переменам".
Поэтапно будут переходить на очный формат в Томском госуниверситете. Здесь для каждого факультета и института разработан индивидуальный график. А в Калининградском техническом университете учеба в очном формате начнется только 1 марта. Сейчас здесь идет подготовительная работа.
Каждый вуз выбирает свой формат: удобный для учебы и безопасный для здоровья. Например, студенты Кубанского медицинского университета дистанционно обучались недолго – лишь в начале прошлой весны. А потом вновь вернулись к очным занятиям.
Почему дистанционка не заменит очное обучение Текст: Любовь Проценко В понедельник вместе со всей страной смогли вернуться с обучения в дистанционном режиме к обычным занятиям и студенты вузов столицы, подведомственных правительству Москвы. Указ на этот счет подписал мэр Москвы Сергей Собянин.
Транспортные карты для них теперь разблокированы. Жизнь потихоньку возвращается в прежнее, доковидное русло. До этого глава города отменил дистанционку старшеклассникам. Обязательная удаленка для 30% работников предприятий и организаций теперь носит рекомендательный характер. Возобновили работу музеи, залы театров, кинотеатров и выставочных центров могут заполняться уже не на четверть, а на половину мест.
Все послабления ограничений стали возможны благодаря тому, что пандемия в Москве начала отступать. В понедельник, например, впервые за последние пять дней число заболевших коронавирусом было выявлено меньше 2 тысяч – 1728, хотя еще в начале января в день прибавлялось более 5 тысяч инфицированных. Госпитализированы за сутки 622 человека, что вдвое меньше начала года. Выздоровели же за сутки 3349 москвичей, что в 1,9 раза больше. Растет и количество горожан, сделавших прививку от опасной инфекции. Но поскольку она пока есть, то на домашнем режиме остаются москвичи в возрасте 65+. А те, с кого ограничения уже сняты, должны все-таки соблюдать меры санитарной безопасности – носить маски, перчатки, помнить о социальной дистанции. Но это все-таки уже заметный шаг на волю из строгой изоляции, в которой живут еще многие страны.
Как же встретили снятие ограничений в вузах Москвы? Вот что сказал в ответ на этот вопрос Владимир Тульских, директор института электроэнергетики Национального исследовательского университета “МЭИ”:
– После дистанционного режима обучения вернемся в аудитории завтра, 10 февраля. А впервые встретимся со своими студентами на лабораторных работах и практических занятиях. Поточные лекции с большим количеством слушателей – 200 человек и более, в целях безопасности пока будут продолжаться онлайн. Но для нашего технического вуза очень важно иметь возможность прежде всего выполнять руками именно лабораторные работы. Инженера невозможно подготовить без практики, к примеру, будущим релейщикам, необходимо развивать навык настройки автоматики, и сделать это можно только на лабораторных установках.
Так что мы очень рады тому, что учебный процесс возобновляется в полной мере. Да, за время дистанционки все мы – и преподаватели, и студенты – овладели многими полезными технологиями, которые, безусловно, пригодятся нам и в будущем. Но пока, как мне кажется, они будут все-таки дополнительным инструментом, а не главным в учебном процессе. Первая сессия, прошедшая после обучения онлайн, показала, что лишь каждый пятый, а то и десятый студент способен эффективно заниматься самостоятельно. Большинству все-таки нужно войти в аудиторию, сесть за парту, отключиться от всех личных, семейных и других проблем и начать вникать в предмет. Особенно это касается студентов младших курсов. Многих из них еще поддерживают родители и то, что нужно всерьез учиться, овладевать профессией, которая будет их обеспечивать всю жизнь, для большинства пока выглядит абстракцией.
Источник: rg.ru