Марк Ротко: когда цвет обретает голос

Наряду с Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом Марк Ротко входит в «святую троицу» абстрактного экспрессионизма. О том, как он пришёл к беспредметности, что вкладывал в свои произведения и почему не любил, когда его называли абстракционистом, — в нашем материале.

Фото:

artchive.ru

Фото:

artchive.ru

Фото:

artchive.ru

Фото:

artchive.ru

Фото:

artchive.ru

Предлагаем поговорить об этом неординарном художнике, заставившем цвет рассказывать целые истории.

Фото: artchive.ru

От традиции к беспредметности

Содержание статьи:

Марк Ротко (настоящее имя — Маркус Роткович) начал погружение в мир искусства с уроков Аршиля Горки и Макса Вебера. Влияние последнего очень заметно в ранних работах художника, которые можно назвать относительно традиционными.

Макс Вебер. Русский балетФото: 2queens.ru

Макс Вебер. ШаббатФото: 2queens.ru

Марк Ротко. Без названияФото: artchive.ru

Далее последовало увлечение произведениями Пауля Клее и Жоржа Руо, после — знакомство с Мильтоном Эвери. Именно он дал Ротко фундаментальные знания по части формы и цвета.

Пауль Клее. Огонь в вечернее времяФото: artchive.ru

Жорж Руо. ЗакатФото: artchive.ru

Мильтон Эвери. Игроки в шашкиФото: wikiart.org

К 1940-м Ротко выработал собственную версию сюрреализма, в которой античный миф смешался с идеями Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда.

Фото: artchive.ru

Но на этом самопоиски Ротко как художника не закончились. Окончательно обрести себя ему помогла картина Анри Матисса «Красная студия», после знакомства с которой он начал эксперименты с цветом.

Анри Матисс. Красная студияФото: ru.artsviewer.comЛюбимыми художниками Ротко были Анри Матисс, Рембрандт и Уильям Тёрнер.

Вскоре Ротко пришёл к живописи цветового поля, широкими мазками вписав своё имя в историю американского абстрактного экспрессионизма.

Фото: artchive.ru

Фото: artchive.ru

Фото: artchive.ruВ основе живописи цветового поля лежит применение массивных плоскостей однородных цветов, которые перекликаются по тональности.

Но что стоит за цветом?

Картины Ротко без труда узнаются благодаря рваным прямоугольным разноцветным линиям. Вопрос: как читать эти беспредметные композиции и в чём их смысл?

Фото: artchive.ru

Художник говорил, что отказывается от фигуративности, чтобы усилить выражение заключённой в названии темы. Это применимо к некоторым полотнам мастера — например, «Архаическому кумиру», «Сцене крещения» или «Первобытному пейзажу». Зрителю как бы дают подсказку, а дальше ему предлагается подключить воображение и ассоциативное мышление.

Марк Ротко. Архаический кумирФото: artchive.ru

Марк Ротко. Сцена крещенияФото: artchive.ru

Марк Ротко. Первобытный пейзажФото: artchive.ru

Но есть одна проблема. Большинство картин Ротко названий вовсе не имеют. Как быть с ними? Тут на помощь приходит другое высказывание мастера.

Марк Ротко:

«Я не абстракционист, меня не интересуют отношения цвета и формы и всё в этом духе. Меня интересует исключительно выражение основных человеческих эмоций — горя, восторга, отчаяния. А если вы впечатлены только игрой цвета, вы упустили весь смысл».

Иными словами, цвет для Ротко был чистым выражением чувства. И от человека, смотрящего на его холст, требуется уловить и пропустить сквозь себя заложенную автором эмоцию. А уж какая именно история стоит за той или иной линией или мазком — не принципиально.

Фото: artchive.ru

Фото: artchive.ru

Фото: artchive.ru

Фото: artchive.ru

Фото: artchive.ru

Фото: artchive.ru

Было интересно? Тогда читайте наш материал про Марка Шагала.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.

Смотреть расписание

Источник: kudago.com

Новый год в Москве
Comments (0)
Add Comment