«Концерт, который затягивает слушателя в другое измерение»: интервью с организаторами концерта «Музыка из кино на органе» в Анненкирхе

Концерт саундтреков, исполняемых на органе, который несколько раз в месяц проходит в старинной Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны, стал обладателем премии KudaGo в номинации «Выступление года». Мы спросили у организатора концерта в Анненкирхе Натальи Комаревцевой и композитора и аранжировщика, художественного руководителя «Оркестра 1703» Георгия Фёдорова, в чём причина неизменного интереса публики к этому событию, а также узнали, какие особенности есть у выступлений в стенах церкви.

Фото: предоставлено организатором

Кто приходит на ваши концерты?

Содержание статьи:

Г. Ф.: На наши концерты приходят молодые люди, желающие отдохнуть в красивом месте, а также семьи с маленькими детишками. Иногда под нашу музыку устраивают свидания, празднуют все государственные и личные праздники. А иногда к нам идут за смыслами и духовной пищей. И в том, и в другом случае мне очень приятно выступать. Мне радостно от того, что люди пришли со своей работы именно к нам и хотят хорошо провести время. Они хорошо поработали на своих работах, и теперь я могу сделать всё возможное для обеспечения их досуга и радости.

Н. К.: Мы не ведём статистику, конечно. Но каждый концерт ведущий спрашивает людей: «Кто в Анненкирхе первый раз?». Как правило, большая часть зрителей в этот момент поднимают руки. Что для нас очень ценно. Есть люди, которые где-то и от кого-то услышали об этом концерте, и для них это стало поводом прийти в наш храм. Для меня, как для сотрудника церкви, это очень ценно. Я думаю, что большая часть — это туристы. Георгий делился историей, как ему однажды таксист рассказывал про этот концерт: он вёз людей, которые приехали в Петербург в том числе для того, чтобы послушать саундтреки в Анненкирхе. Это забавно.

Очередь на концерт «Музыка из кино» выстраивается через весь двор Анненкирхе! Чем обусловлена такая популярность?

Наталья Комаревцева

Н. К.: В нашем городе очень много разных программ с саундтреками на органе: соло, с одним инструментом, с ансамблем, с оркестром. Да и без органа достаточно. Я боюсь, что мне даже все не перечислить. Когда мы с Георгием начали делать эту программу, то решили брать самые известные мелодии, не ища чего-то эдакого. Мы сделали ставку на другое. Во-первых, Георгий хороший композитор и мастер создания аранжировок. Об этом он и сам расскажет. Во-вторых, мы решили делать из концерта шоу. Вместе с художниками из арт-студии «Ветер» мы сделали визуальную часть к каждой композиции в технике speed painting. Это когда каждая цифровая иллюстрация отрисовывается за несколько минут на глазах у зрителей. Этот процесс мы проецируем на сгоревший экран, оставшийся в наследство от советского кинотеатра. Получается очень фактурно и эффектно. Каждый раз на сцене рождается целый аудиовизуальный мир с любимыми героями и знакомой музыкой. Это, конечно, очень привлекает посетителей.

Г. Ф.: Наш «Оркестр 1703», как и я сам, никогда узко не специализировались на киномузыке. Куда уж нам было соваться в эту индустрию! Обычно саундтреки — это такая музыка, к которой у серьёзных музыкантов очень несерьёзное отношение. А значит, музыку из кино не обязательно учить, значит, не обязательно стараться — ведь люди в зале всё равно услышат знакомый мотив и уже будут довольны! Но в этом, как мне кажется, и кроется фундаментальная ошибка. Наверное, наш концерт стал таким успешным, потому что мы относимся к нему со всей профессиональной академической серьёзностью!

К работе над этим концертом я решил подойти с использованием всех знаний музыкальной теории и законов драматургии. Когда я писал аранжировки и составлял сценарий концерта, я всё время думал о том, как это будут воспринимать слушатели, как им дать войти в этот концерт и как им дать выйти из него, какими приёмами можно сделать их счастливыми и отдохнувшими. Это упомянутое погружение достигается, в первую очередь, строго выверенной музыкальной формой, балансом шуточного и серьёзного, дурачества и профессионализма, и, конечно, балансом звучания инструментов. Слушатель ничем не сможет измерить эти показатели, но будет чувствовать комфорт.

Мне кажется, что главная цель концерта — это чтобы человек выходил и говорил: «Какой добрый, приятный и хороший концерт! На одном дыхании! Как здорово я провел время!», а не «Хорошо, что Титаник сыграли!»

В общем, наш концерт успешен не только потому что это знакомые мелодии, а ещё и потому, что мы здорово с ним запарились. Наш концерт вышел очень живым, добрым, эмоциональным, с шутками, с интерактивом. И очень искренним.

«Музыка из кино» звучит в старинной церкви. Какую роль играет площадка?

Н. К.: Огромную! Начиная с того, что здесь есть орган. И мы тщательно отбирали произведения, которые могли бы прозвучать в церкви. Так сказать, чтобы они не противоречили христианской морали. У нас даже был один концерт в январские праздники, где комментарии к произведениям давал епископ. Вообще, концерт, проходящий в церкви, накладывает обязательство не только на исполнителей, но и на зрителей. У нас есть правила, которые мы просим посетителей соблюдать. Например, мы просим не приносить «с собой и в себе» алкоголь. Но мы очень лояльны по другим вопросам. Помогаем найти какие-то варианты для тех, кто не смог попасть на этот концерт. А ещё мы стараемся создать дружелюбную атмосферу на наших концертах, начиная с приветствия на входе в церковь и заканчивая прощанием с гостями.

Г. Ф.: Место проведения концерта — это половина успеха мероприятия! В таком красивом месте, как Анненкирхе, всё, что ты играешь, становится гораздо более ярким!

Как вы выстраивали программу концерта? Имеет ли значение порядок исполнения произведений?

Георгий Фёдоров

Г. Ф.: Порядок номеров на концерте — это очень важно! Идеальный концерт — это тот, который слушается на одном дыхании. А на одном дыхании проходят только умело скомпонованные концерты!

У нас всё начинается со стендапа ведущего (чаще всего это я). Легкий интерактив, пара шуток, создание гостеприимной, почти семейной атмосферы — и вот люди расслабляются и готовы воспринимать концерт. В начале мы играем несколько контрастных концертных номеров, и люди много аплодируют. Между делом проходит ещё пара шуточек. А потом — раз! — и концерт начинает затягивать слушателя в другое измерение. И вот уже люди аплодируют меньше (потому что им не до того), номера становятся менее контрастными и продолжают мысли друг друга. Потом большой яркий «Гарри Поттер», и после этого начинаются весёлые номера, снова интерактивы со слушателями, снова шутки. И на самой громкой ноте самого динамичного, шутливого и виртуозного номера всё заканчивается. И слушатель уходит на подъёме. То есть, мы берём внимание слушателя, начинаем с ним заигрывать, развлекать, потом внезапно затягиваем в неведомые глубины, затем бережно достаём оттуда и заканчиваем в приподнятом настроении. Некоторые знакомые мне исполнители считают, что порядок не так важен, но я думаю, что порядок — это и есть суть любого концерта.

Н. К.: Порядок — это очень важный вопрос. Всегда играет роль начало концерта — и вступительное слово, и первая композиция. Это то, что должно человека резко переключить и оторвать от забот. Я сторонник эффектного начала и эффектного конца. Никто не вспомнит, что такого замечательного вы играли на концерте, если финал будет провален. На рождественские праздники мы хотели взять какую-то композицию из рождественского фильма вместо «Пиратов» на финальный номер. Но мы не смогли найти такую же мощную замену. Поэтому пустили номер из фильма «Один дома» на бис. Это был приятный подарок для гостей в праздничный период.

Георгий, на концерте вы исполняете авторскую сюиту из саундтреков к фильмам о «Гарри Поттере». Почему сюита — авторская? Что вы привнесли в эту музыку?

Г. Ф.: На самом деле, авторское там почти всё. Так уж вышло. Каждый номер был изначально написан для оркестра, хора и солистов, а мне надо было запихнуть их звучание в шесть инструментов, да так, чтобы это звучало интересно. Поэтому каждая нота этого концерта прошла через мои руки.

Более того, ко многим номерам мне пришлось приписать примерно половину, чтобы они звучали как отдельные концертные номера и вписывались в общую драматургию. Всё дело в том, что оригинальная музыка была написана очень прикладной, и на концерте они бы звучали несколько странно и скучно.

На концерте звучат четыре больших сюиты — «Пираты Карибского моря», «Аладдин», «Русалочка» и упомянутая вами сюита из «Гарри Поттера». Сюита — это несколько музыкальных миниатюр, объединённых общей идеей. И в нашем концерте части этих сюит идут без перерыва. Авторское в них то, что я их, опять же, слегка досочинил. А «Гарри Поттера» я досочинил очень сильно. Там есть очень большие куски моих вариаций, которых в оригинальном фильме не звучало. Я это делал, потому что мне хотелось, чтобы концерт слушался на одном дыхании. (Кажется, я очень часто говорю про одно дыхание в этом интервью.)

Что вам как академическому музыканту даёт исполнение саундтреков в плане творческого развития?

Г. Ф.: Мне было очень интересно сделать концерт саундтреков и думать о его драматургии как о классической симфонии. Я точно не являюсь профильным саундтрековым исполнителем, и оттого я горд, что смог освоить это, хоть и смежное, но достаточно далёкое от академизма направление музыки. Благодаря этому концерту я стал себя ощущать более универсальным специалистом!

Какие кинокомпозиторы — ваши любимые и почему?

Г. Ф.: К сожалению, кинокомпозиторы в коммерческом кино имеют жесткие рамки и стандарты, в которых вынуждены работать. И какое удовольствие для меня слушать в кино ту музыку, которой присущи авторские черты, которая запоминается и ощущается как акт настоящего искусства.

Без сомнений, я очень люблю за это Джона Уильямса. Каждый его саундтрек — это без сомнений настоящее авторское высказывание. Ещё мне очень нравится Джо Хисаиши, написавший музыку для мультфильмов Миядзаки. Мы играем две из них, и каждый раз их исполнять — огромное удовольствие! А вот Амели не люблю. Я слишком хорошо слышу, что она примитивна и состоит из четырех аккордов, и это очень мешает мне её воспринимать. Но на те две минуты, что мы её исполняем, её приходится любить, потому что без должного отношения хорошо её сыграть не получится.

Н. К.: Я работаю с разной музыкой и люблю тоже разную музыку: Генри Перселла до Арво Пярта. В этом концерте для меня стало открытием произведение Ханса Циммера к фильму «Интерстеллар». Каждый раз, когда я присутствую на концерте (пару раз в неделю), у меня слезятся глаза. И музыка Джо Хисаиши – это любовь с первого просмотра мультфильмов студии Ghibli. Я думаю, что в этом мы с Георгием не одиноки.

Соответствует ли звучание электронного органа звучанию акустического инструмента?

Г. Ф.: Они очень похожи. Кто-то не почувствует разницы, а кто-то чувствует. Я её, конечно, чувствую! Но в условиях нашего камерного концерта, где на сцене всего шесть человек, которые наравне друг с другом ведут диалог, такой небольшой электронный орган туда отлично вписывается!

Н. К.: Мой любимый вопрос! Его правда очень часто нам задают, а ещё чаще звучит: «А орган-то не настоящий!» Приходится читать лекцию про виды органа и то, чем они отличаются.

Я думаю, что многие посетители не чувствовали бы разницы в звуке, если бы у нашего органа были трубы (пусть и в качестве декора). Но у нас есть правило: мы на всех афишах указываем, что будет электроорган, чтобы слушатель знал, к чему готовиться.

Конечно, духовой орган — это очень круто. И мы надеемся, что когда-нибудь у нас такой будет. Правда, речь уже про совсем другие концерты. Как верно сказал Георгий, для «Музыки из кино» электроорган более уместен.

В чём секрет: как вам удаётся проводить небанальные концерты популярной музыки? И наоборот: как можно привлечь на концерты классического формата ту часть публики, которая не интересуется классической музыкой?

Г. Ф.: Просто нужно относиться к делу с душой, не быть снобом и понимать, что существует даже очень хорошая неклассическая музыка, и к ней нужно относиться с той же серьезностью и профессионализмом, как к Брамсу или Чайковскому. И тогда банальный концерт никак не получится. Мы относимся ко всему исполняемому с душой, и сделать хороший концерт нам гораздо важнее, чем просто состричь побольше денег с людей, просто сыграв одним пальцем ту самую тему из Титаника и дать людям возможность записать себе это в сторис. Нам было бы самим тошно так работать.

А чтобы людям на концертах более сложной, классической музыки, было приятнее, опять же, нужно не быть снобом, быть радушным с ними, дать им возможность войти в богатый сложный мир классики и проводить туда. Это достигается и доброжелательным ведением концертов, и дружелюбными анонсами, ярким и честным посылом от музыкантов. Все чувствуют искренность, и она всегда подкупает. А бронзовелость, снобизм и лицемерие никому не нужно, ни на концертах саундтреков, ни на концертах классической музыки. Ведь музыка — это очень живое искусство, и работать с ней как с мертвым объектом для заработка денег — абсолютно провальная идея!

Н. К.: На самом деле, во многом мы уже дали ответ. Со стороны организатора — это поиск концепции программы. Не может быть случайного произведения на концерте. Почему-то я часто сталкиваюсь с тем, что в концертных программах нет единого стержня. Исполняют произведения из разных пластов музыки, не используя драматургию без акцентов на начало и конец, не понимая смысл работы визуального оформления. Совместно с «Оркестром 1703» мы сделали уже десяток программ. И каждый раз мы придумываем механизм заново: о чём это будет, как это будет и почему это будет именно так. Это залог успеха в работе как с современной, так и с классической музыкой, как мне кажется.

Я даже не знаю, что сложнее: завлечь слушателя на «серьёзную» современную музыку или на классическую. Тут долго можно рассказывать про каждый наш кейс. Я считаю, что современные люди — визуалы. И поэтому мы часто работаем на концертах вместе с художниками. И это тоже каждый раз поиск правильного способа взаимодействия. Это могут быть тени, песок, анимированные иллюстрации, коллажи со старыми фотографиями и работами великих мастеров прошлого или даже просто белые линии. Главное, чтобы и музыка и «картинка» не противоречили друг другу и несли общий смысл. И напоследок — не стоит относиться к афише, как к чему-то утилитарному. Она не должна отпугивать потенциального посетителя. Всегда нужно думать о том, что здесь может привлечь вашего слушателя, а не стать триумфом исполнителей. Вас и так увидят, если придут на концерт, а состав оркестра всегда можно уместить в программку.

Источник: kudago.com

Интервью
Comments (0)
Add Comment