Катание на буерах — любимое зимнее развлечение морских офицеров, мода на которое быстро охватила всю столицу. В погожие дни паруса буеристов то и дело мелькали на льду Финского залива. А первым поклонником этого вида спорта был ещё Пётр Великий.
Группа офицеров на буере объезжает пограничный участок. 1908 год
Фото:
fishki.net
Фото:
izumrud-tour.spb.ru
Фото:
shutterstock.com
Андреас Схелфхаут «Зимний пейзаж с буером»
Фото:
artmight.com
Давид Винкбонс «Зимний пейзаж с конькобежцами»
Фото:
en.m.wikipedia.org
В первых частях наших зимних текстов читайте о жизни петербуржцев без холодильника, ледовом трамвае, забавах на льду Невы и ледяном доме Анны Иоанновны.
Голландское изобретение на русский лад
Буер — это лодка на коньках, которая движется по льду с помощью парусов. Кто и когда впервые придумал буер, установить невозможно. Но можно сказать наверняка, что для развлечения эту нехитрую конструкцию стали использовать в Голландии. С этим даже связана легенда.
Однажды в XVII веке голландская дама собралась на рынок. Дело было зимой. Чтобы срезать дорогу, находчивая женщина спустилась на лёд, заковавший каналы. Внезапно налетевший ветер превратил юбки в парус, деревянные башмаки заскользили, как коньки. На рынке дама оказалась первой покупательницей. Её появление произвело фурор. Поразил людей не столько нелепый вид почтенной матроны, сколько её скорость передвижения. Местные рыбаки тут же приделали полозья к своим лодкам, подняли паруса — и понеслись.
Фото: aboutpaintingblog.wordpress.comАдриан ван де Венне «Зимний пейзаж»
Пётр Первый заприметил необычные лодки во время своего путешествия в Голландию. В Россию он вернулся страстным любителем буеров. Когда Нева покрывалась льдом, специально для царских катаний расчищали площадку недалеко от Адмиралтейства. Пётр приглашал аристократов и флотских офицеров, угощал их пуншем и повторял: «Мы плаваем по льду, чтобы зимою не забыть морскую экзерцицию».
Как и многое из того, что вводилось Петром и держалось на его воле, катание на буерах забылось после смерти императора. Интерес к этому развлечению проснулся только спустя столетие.
Кронштадт — столица буерного спорта
В 30-е годы XIX века буера стали любимой забавой морских офицеров, зимовавших в Кронштадте. Поначалу на весь город насчитывалось три парусника, которые принадлежали командирам военных кораблей. К 50-м годам их было уже семь. А в 1875 году в мастерских Петербургского яхт-клуба сконструировали первый спортивный буер «Метель». Новинка вызвала всплеск интереса среди яхтсменов, и спустя несколько лет в столице имелись уже десятки таких снарядов. Ходить под парусами стало модно и у аристократов.
Фото: pinterest.ru
Великий князь Константин Романов:
«Потом меня потащили в Яхт-клуб, кататься на буере. Я не охотник до всяких упражнений, которые англичане называют sport, и когда sport вдобавок сопряжён с морозом, я совсем падаю духом. Но отказаться было неловко; кататься под парусами, хотя и по льду, дело морское».
Любишь кататься — люби и саночки возить
Управление буером только со стороны выглядело лёгким делом, но в действительности спортсменам часто приходилось несладко. Снежные заносы, неровный лёд и сквозные трещины, на которые то и дело наскакивала лодка, приводили к поломкам. Если ущерб оказывался серьёзным, то катание приходилось сворачивать и тянуть буер к берегу. А до него могло быть и несколько километров — буера ходили между Кронштадтом и Ораниенбаумом, Петербургом и Петергофом.
Фото: humus.livejournal.comГруппа офицеров на буере объезжает пограничный участок. 1908 год
И всё же такие мелочи не остужали пыл петербуржцев. Тот, кто хоть раз прокатился на буере, становился его горячим поклонником:
«Выехать на буере на взморье в обществе молоденьких любительниц острых ощущений и бравых яхтсменов. Нет, это развлечение, можно сказать, божественное и чувство удовольствия доходит иногда до экстаза!».Первая гонка
В 1882 году состоялись первые состязания между буеристами. На дистанцию вышло самое большое в стране судно «Ёлка» длиной 15 метров. Один из участников домчался от Кронштадта до Ораниенбаума всего за 7 с половиной минут!
Расцвет буерного спорта пришёлся на 1910-е годы. К этому времени буера стали легче по конструкции и, что немаловажно, гораздо доступнее по цене.
Фото: fishki.netРождественские гонки на буерах. 1911 год
Заезды проходили едва не каждую неделю, всё чаще буеристы отваживались на многодневные походы по заливу.
Конец этому прекрасному развлечению положила Первая мировая война. В советские годы буерный спорт возродился, но уже не имел такой популярности.
Продолжение читайте в следующей части, а пока ознакомьтесь с другими текстами для влюблённых в Петербург.
Источник: kudago.com