Как бы вы ни представляли себе профессию юриста по интеллектуальной собственности, после прочтения интервью с Вадимом Хохловым вы поменяете мнение об этой сфере. Вадим работает с такими артистами, как Zoloto, ATL, GONE.Fludd, SODA LUV, BUSHIDO ZHO. Он рассказал нам для Go по работам, почему мир гораздо лучше спора, как быть котом Леопольдом в шоу-индустрии и почему его работа — это коммуникация и нетворкинг.
Фото: предоставлено организатором
Как называется ваша профессия?
Содержание статьи:
В народе её называют «юрист по авторскому праву» или «это мой адвокат, я ему позвоню, и он тебе жизнь сломает!». Мне приятно называть себя «юрист по интеллектуальной собственности». Звучит солиднее.
Насколько реально защитить творческий порыв?
Если творческий порыв выражен в объективной для восприятия форме, то более, чем реально. Под «объективной формой» мы понимаем нечто внятное, что мы можем послушать, прочесть, посмотреть, распознать и воспринять. Если творческий порыв — это идея или концепция, то для подавляющего большинства таких историй ответ всегда один: они никак не охраняются законом.
Допустим, вы написали историю со следующей концепцией: старый волшебник в один очень плохой день подкидывает избранного ребёнка, чьи родители погибли, в семью морально разлагающихся личностей. Там он растёт до определенного возраста, после чего волшебник забирает мальчика в не менее волшебный замок, где происходит какая-то шляпа. Со временем мальчик учится вынимать мечи из неодушевленных предметов, влюбляется в девушку по имени Джиневра и, не сомневаясь в собственной исключительности, вступает в противостояние с представителем тёмной стороны магии. История красивая и проверенная веками. Для одних это — «Гарри Поттер», для других — «Легенда о короле Артуре».
Можете брать эту концепцию и писать бесконечное количество произведений, меняя сеттинги, имена, предыстории, биографии. Можете менять волшебные палочки на светящиеся дубины, мальчика с молнией на Тора, а змеиного волшебника на Йормунганда. Любую концепцию можно украсть (читай: адаптировать или переосмыслить), лишь бы она не переросла в откровенный плагиат или серьёзные заимствования.
Как доказать, что ты придумал историю раньше других?
Тут уже веселее. Формально по закону защищаются права авторов, а автор — это тот, кто придумал нечто творческое: вдохнул жизнь в кусок камня, сотворил из набора слов поэму, из ничего написал мелодию. Но доказать, что ты автор, — это практически невыполнимая миссия. Творчество происходит в голове, вам не записать в диктофон звук пустоты из вашей головы, перерождающийся в творческий поток.
Поэтому формально автором признаётся тот, у кого это самое нечто творческое появилось раньше. И тут тащим в суд всё, что к полу не прикручено, а что прикручено, откручиваем и тоже тащим. Заказные письма самому себе с диском вашей песни во вложении, публикации в соцсетях, переписки, проекты треков, блокноты, фотографии самого себя на фоне свежего выпуска газеты или сегодняшнего выпуска новостей.
У кого больше убедительных доказательств, у того больше шансов оказаться правым.
Насколько сложно попасть в шоу-бизнес?
Именно попасть вообще не сложно. Я сам, как и подавляющее большинство людей тут, попал буквально с улицы. Сложнее умудриться быстро освоиться, понять правила игры и зарекомендовать себя.
Лучший способ попасть — нетворкинг. Фестивали, вечеринки, концерты — ваши друзья. Открытые лекции и образовательные программы — ваши лучшие друзья. Если последнее воспринимать как исключительно познавательное мероприятия, это крышей поехать можно, потому что любая такая инициатива превращается в ярмарку тщеславия для спикеров.
Почти всё это — про общение и знакомства: найти себе одного друга, который познакомит ещё с десятью, каждый из которых познакомит ещё с десятью.
Не знаю, сколько лекций я отвёл сам, но знаю, что на них я познакомился с кучей молодых ребят, которые рвутся работать в музыке. Кто-то из них работает сейчас в нашей команде. Кто-то нашел работу в крупных лейблах. Кто-то прямо сейчас в туре на несколько десятков городов в качестве менеджера артиста.
Где такие мероприятия проводятся? Вряд ли существуют анонсы «приходи знакомиться с топ-менеджерами VK»?
Вообще именно так и есть. Индустрия всё время в поиске свежей крови, молодых и талантливых спецов всех направлений.
Проект VK «Простор» регулярно делает проекты для новичков: то менеджеров артистов воспитывают, то молодых режиссёров, которые потом на деньги VK снимают топовым артистам клипы для своего портфолио. Такие же крутые инициативы делает «Звук». В Москве регулярно проходят открытые лекции в Moscow Music School, которые зачастую ведут артисты и спецы первого эшелона. И, конечно же, мероприятия BandLink, где можно встретить амбассадоров слов «экспертиза» и «опыт». И это только вершина айсберга.
Много инфы и анонсов в каналах «интро/аутро» и «BandLink. СаундЧек». У этих же каналов крупнейшие чаты для деятелей музыкальной индустрии: от артистов и таргетологов до их нумерологов и тарологов.
Плюс соцсети отдельно взятых личностей и анонсы там чего-то интересного. Заходите, подписывайтесь, внимаете простые истины.
Ваш покорный слуга только за осень три лекции открытые отведёт. Приходите, знакомьтесь, дружите. Главное, всё время будьте в этом потоке.
Как попасть к вам в команду?
Когда я говорю, что попасть можно с улицы, то я говорю буквально. На одной из образовательных программ «Простора», где я вёл лекцию, я познакомился с Екатериной. Тогда её хотели захантить многие, но мы с командой счастливы, что смогли её привлечь в наше шапито. Она начинала с околонулевым опытом, а спустя полгода стала профессионалом в своей сфере.
Примерно такая же история со всей командой нашего лейбла: люди из разных сфер жизни собрались делать одно дело.
Аналогично происходит и с нашим другим членом команды лейбла «Саппорт музыка». Буквально вчерашняя история: мы были в одной китайской лапшичной. Наш владыка пиара и маркетинга вышел на улицу пообщаться по телефону, заговорил с какими-то ребятами. Через десять минут возвращается с новостью, что мы подписываем нового артиста.
Но вот разобраться во всех хитросплетениях бывает сильно сложнее. Когда я попал в эту сферу, у меня было ноль опыта. Даже не ноль, а сильно ниже нуля. В моей голове было столько мифов и стереотипов, что одно только избавление от них заняло времени не меньше, чем обучение всем премудростям.
Адаптация — буквально самый сложный процесс. Учиться приходится очень быстро. Это как начинать смотреть сериал с середины. Стоя на руках. На скейтборде. Который несётся с горы.
Поначалу пугает. Роялти всякие, отчёты, промо, таргеты, посевы, релизы почему-то по пятницам. Все как-то странно, нелогично и неправильно. Но если тебе искренне интересно, то втягиваешься очень быстро. А нетворкинг и знакомства очень помогают с получением опыта: задаешь правильные вопросы и получаешь правильные ответы. И внезапно находишь приятнейших людей, которые из коллег превращаются в друзей.
Ваш рабочий инструмент — суд или мир?
Однозначно мир. Я часто повторяю две цитаты. Одну сказал знакомый преподаватель: «Суд — это лотерея». И это очень точное высказывание, ибо суд или конфликт можно запороть одной неловкой фразой, манерой поведения или выбранной стратегией защиты своих самых правильных прав. А вторая цитата из фильма Гая Ричи: «Зачем ссориться, когда можно быть друзьями?».
Конфликт — это очень легко. Пришёл, нагавкал, ушёл с верой в непоколебимость собственной правоты. Дружить — задача для сильных. Найти компромисс, отыскать силы в себе уважать оппонента и в конце концов уверовать в баланс интересов сторон. Это всё задачи не из лёгких, но результат, как правило, в большинстве случаев оправдывает себя.
Есть ли у вашей профессии секретная сторона?
О да! Когда я только начал вкатываться в профессию, думал, что она будет выглядеть так: роскошный я в костюме-тройке за пару десятков тысяч вечнозелёных будет целый день изобличать оппонентов, ходить на бранчи со звёздами шоу-бизнеса, решать нерешаемые вопросы и излучать уверенность сродни любому среднестатистическому персонажу процедуралов.
Вместо этого большую часть времени моя работа — это постижение всех граней первобытного абсурда. Я ждал, что моя работа будет похожа на сериал Suits, но это в чистом виде «Час суда».
Благоприятное согласование сделки между артистом и лейблом может неожиданно смениться спором, например, из-за дизайна уникальной модели стрингов, созданных специально для клипа и даже не вошедших в итоговый монтаж. Или проведение большого сложного тура может плавно перетечь в то, что кто-то напортачил в логистике, артист улетел во Владивосток и, не заподозрив неладного, потерялся в городе.
Но это издержки любой профессии в любой креативной индустрии. A&R-менеджер или маркетолог огребает веселья ничуть не меньше меня.
Обязательно ли артисту нужен юрист?
Необязательно, но крайне желательно. Большинство ошибок происходит на старте любых историй, а не в процессе или по итогу. Опытный юрист может не только защитить пресловутые интересы на псевдоним или права на музыку. Он может подсказать, какие темы необходимо обсудить и согласовать на старте. Что и сколько может стоить. Какие условия нормальные для рынка, а какие только в контракты с дьяволом подсовывать.
Допустим, многие люди думают, что деньги на артиста сыпятся каждый день. Сегодня твою песню послушали миллион раз — артист зашёл и обналичил этот миллион стримов. На деле любому артисту выплаты приходят раз в квартал. Причём со сдвигом на месяц-полтора. Денежку за январь мы видим не раньше середины мая.
Молодой артист читает это условие в договоре, и у него отваливается то самое место, в котором спина утрачивает свое благородное название. Для него это выглядит либо как обман, либо как непрофессионализм лейбла.
Поэтому юристы в нашей сфере выступают не только как взрослые люди, решающие взрослые проблемы, но и как проводники в этот мир приключений и боли.
Артисту интереснее работать самостоятельно или с лейблом?
И там и там весело, просто грани безумия разные. Но если нужно выбрать, со стороны артиста работать чуточку веселее. И причина тому одна: лейбл почти всегда сильнее. У лейбла ресурсы, опыт, команда. Артист либо в гордом одиночестве несёт знамя искусства, либо в компании скромной по меркам лейбла команды.
В связи с этим артист чаще находится в более уязвимом положении, чем лейбл. И артистов уже не надо звать на кастинги и впихивать сложносочиненные контракты под видом шанса, выпадающего раз в жизни. Сегодня артистов можно уговаривать, убеждать, манить соблазнительно красивыми предложениями. Перед этим устоять гораздо сложнее, чем перед очередным карикатурным Карабасом-Барабасом, протягивающим тебе коричневую субстанцию в золотой упаковке под видом ириски.
Где можно выучиться на юриста по интеллектуальной собственности?
Вроде как можно это сделать на любом юридическом факультете, если там преподают основы интеллектуалки. С другой стороны, научиться применять в креативных индустриях теорию на практике достаточно сложно, а без практики любые теоретические знания можно просто положить пылиться на полку вместе с надеждами и верой в силу знаний.
Закон и прочие прекрасные вещи, которые юристы учат на лекциях, не управляют ни одной креативной индустрией. Ей управляют творческие люди и бизнес, построенный вокруг этих людей и их искусства. Практика, обычаи и правила этих двух институтов по-настоящему определяют методы работы.
Поэтому отличным дополнением станут открытые лекции специалистов индустрии (не только юристов, но и пиарщиков, организаторов концертов, лейбл-менеджеров, фотографов), на которых можно не только узнать о том, как тут всё работает, но и познакомиться с нужными людьми.
Таких лекций в Санкт-Петербурге, Москве и в других городах проходит много. Такой базовый нетворкинг очень полезен не только юристам, но и всем, кто хочет работать в креативных индустриях.
В чём ещё надо разбираться, чтобы вести дела чётко?
В матчасти. Любому человеку в индустрии, особенно в музыкальной, нужно как можно быстрее научиться процессам работы этой самой индустрии. Что такое стриминг? Как на нём на самом деле зарабатывают? Как формируется цена стрима на самом деле? Что такое райдер? Кто такой технический директор? Как выглядит план коммутации сцены? Чем ремикс отличается от кавера?
Что-то можно почерпнуть из профильных каналов в Telegram. Что-то из разговоров с представителями индустрии. Что-то на практике.
Главное, постоянно разговаривать со всеми, кто умеет разговаривать.
С кем бы хотели поработать в будущем?
Я бы перефразировал с «кем» на «чем». Мне всегда было интересно работать с нестандартными историями, в которых есть место для профессионального вызова. И которые по итогу являются чем-то не стыдным.
Но уж точно не хотел бы работать с артистами, которых сам слушаю на правах поклонника творчества. Работа по схеме «фанат и кумир» — самая непродуктивная и во многом унизительная схема.
Можете ли вы наслаждаться музыкой без размышлений о работе?
Тут на самом деле две стороны медали.
С одной стороны, профессиональная деформация научила слушать любую музыку, избавив от ханжества и прочих барских стремлений к интеллектуальному превосходству над плебсом, позволяющим себе слушать чартовые хиты.
С другой стороны, профессиональная деформация заставляет время от времени не музыку делить по категориям «нравится» и «не нравится», а анализировать материал по принципу «рабочий» или «нерабочий».
Поэтому полезно время от времени напоминать себе, что музыка — это просто музыка. Не поэзия под аранжировку, не учитель жизни, не дистрибьютор вредных советов. Она не должна никому и ничего: не должна быть хитовой, смысловой, сложной, простой или соответствовать каким-то стандартам. Это просто музыка. Переключаешь трек и кайфуешь. А если не кайфуешь, то повторяешь предыдущее действие до момента достижения результата.
За что любите свою работу?
За комьюнити.
Иногда оно бывает токсичным, иногда любит разносить сплетни и скандалы. Но подавляющее количество времени творческие индустрии — замкнутый и немножко закрытый круг, в котором все друг друга знают лично или заочно. Люди обращаются друг к другу за помощью, советом, чьим-нибудь контактом.
И при этом все комьюнити — это совокупность разных тусовок и компаний, каждые из которых живут в своем отдельном мире. И их соприкосновение порождает настоящую магию.
За что не любите?
За неопытность в каком-то смысле.
Наша музыкальная индустрия сегодня находится в состоянии очень молодом. Мы только развиваемся и учимся быть уникальными и крутыми. Посему тут очень легко словить звезду, уверовав в непоколебимость собственной крутости. Как только у тебя что-то получилось в карьере, сразу появляется абсолютно не иллюзорный шанс ощутить себя крестоносцем, эдаким светочем и маяком индустрии с особой миссией. Это служит источником 99 проблем из 100.
Что пожелаете начинающим специалистам?
Отвечу эпитафией Чарльза Буковски: Don't try. А тут понимайте так, как хотите.
Беседовала Валерия Сдобникова
Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.
Смотреть расписание
Источник: kudago.com