Фарс, в котором сгорает человечество: рецензия на спектакль «Забыть Герострата!» в Молодежном театре на Фонтанке

Молодежный театр на Фонтанке уже в третий раз провёл конкурса рецензий «Верю! Молодые о Молодежном». В нём участвовали учащиеся старших класссов и студенты вузов. Они могли

посмотреть любой спектакль из репертуара театра и написать о нём текст. Специальный приз от KudaGo вручила наш автор София Маргацкая.

Обладателем спецприза стала Софья Бочканова, которая посмотрела постановку «Забыть Герострата!». Ниже мы публикуем критический текст Софьи.

Фото: предоставлено пресс-службой театра

Герострат: путь к бессмертию любой ценой

Содержание статьи:

Спектакль «Забыть Герострата!» Владимира Маслакова — это не просто притча о тщеславии и бессмертном имени древнегреческого персонажа Герострата, а горький взгляд на общество, в котором рушится мораль, а власть превращается в нелепую пародию. Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской, одно из чудес света, ради того, чтобы его имя запомнили любой ценой. И страшнее всего, что его действительно запомнили.

Противостоит этому безумию Судья Клеон, верящий в возможность справедливости. Противостоит до конца. Он — отчаянный голос разума в мире, который погибает.

Сцена и пространство: между тюрьмой и абсурдом

Сценическое пространство подвижно и изменчиво. Зритель видит тюрьму — огромную, скрипящую, холодную конструкцию, от одного вида которой становится неуютно. После — нелепый кабинет правителя Тиссаферна: пляжные лежаки, на которых он вальяжно восседает с женой, возвышаясь над подчиненными. Здесь власть выглядит комично и жалко. Люди, приходящие к нему, — маленькие и ничтожные, но и он сам не лучше. Тиссаферн становится символом пустоты и абсурда — беспомощным и глупым.

После антракта на сцене появляется стол судьи — символ правосудия, которому в этом мире уже не место. Финальная точка, которая завершает трагедию, будто напоминая: попытки восстановить справедливость здесь бессмысленны.

Свет как метафора тщеславия

Особую роль в спектакле играет свет. Светильники, стоящие на полу, направляют прямые лучи на Герострата, когда он сидит на коленях в тюремной камере. Эти прожекторы будто обнажают его тщеславие и самодовольство, выжигая образ «героя». Этот свет безжалостно подчеркивает: перед нами человек, готовый на всё ради славы, но в своей сущности ничтожный.

Герострат: абсурд, который побеждает

Герострат в исполнении самого Владимира Маслакова улыбается, пьёт вино и ест мягкий хлеб в тюрьме, зная, что уже победил. Герой спектакля не боится смерти — он уверен, что абсурд государства не позволит привести приговор в исполнение. Его фигура напоминает шута, который, смеясь, разрушает мир.

Но главное в спектакле — отсутствие самого пожара. Мы узнаём о нём через слова других, словно из слухов, из «сарафанного радио». Режиссёр говорит: трагедии происходят каждый день, мы давно привыкли к этому. Фокус смещен на последствия — на Герострата, пьющего вино, и Клеона, кричащего: «Так жить нельзя!».

Смерть Герострата приходит нелепо и буднично. Он почти убежал из тюрьмы, почти обманул всех, и вдруг — просто падает и умирает. Его нелепая поза напоминает о глупости любого стремления к бессмертию.

Судья Клеон последний честный человек

На фоне общего хаоса и фарса выделяется судья Клеон в исполнении Петра Журавлева. Его игра — сдержанная, «каменная», но в этой сдержанности чувствуется боль. Он — единственный человек, который борется за справедливость, заранее понимая, что все попытки обречены на провал.

В финале именно он убивает Герострата, потому что никто другой этого не сделает. Он принимает на себя вину, остаётся на месте и спокойно садится за стол. Спокойствие скрывает отчаяние — он понимает, что ничего не изменится. Клеон — трагический и одинокий голос правды в мире, который разучился её слышать.

Жена правителя: романтизация разрушения

Клементина, жена Тиссаферна, воплощает романтизацию трагедии. Она уверена, что Герострат совершил пожар ради неё, что это акт великой любви. Наивная и глупая, она вызывает смех, но за этим скрыта ужасная правда: общество готово превратить даже разрушение в красивую сказку. Сцена измены жены правителя длится долго, почти статично — зритель всё понимает без слов.

Смех сквозь слёзы: фарс, оборачивающийся трагедией

Спектакль балансирует на грани комедии и трагедии. Зритель смеётся, пока не понимает, что всё это — о нас. Карикатуры превращаются в гротескную правду.

В финале становится ясно: пожар — это фон жизни. Его не нужно показывать, потому что он всегда где-то рядом. Кто-то постоянно сжигает храмы и разрушает мир ради своей славы.

Так жить нельзя

Спектакль «Забыть Герострата!» — это история о том, как всё рушится. Государство, власть, мораль — всё превращено здесь в карикатуру. Это спектакль о том, как легко подкупить любого, как безнаказанно можно делать зло и как одиноко звучит голос правды в этом хаосе.

Геростраты были, есть и будут. Их имена запоминаются. Но вот услышит ли кто-то слова Клеона?

Текст: Софья Бочканова

Экскурсии в Санкт-Петербурге

Необычные экскурсии от местных жителей. Реклама. Заказчик Tripster Limited/Трипстер Лимитед. ИНН: 9909537328. 16+

Смотреть расписание

Источник: kudago.com

Comments (0)
Add Comment