Петроградская сторона – музей модерна и неоклассики под открытым небом. KudaGo составил список мест для увлекательной прогулки, которая понравится даже тем, кто не разбирается в архитектуре.
Фото:
gov.spb.ru
Дом с совами
Начнём маршрут от станции метро «Чкаловская». Первая точка, доходный дом Путиловой, находится по адресу Большой проспект Петроградской стороны, 44. Стилистику северного модерна отличают плавность и украшения в растительной и животной тематике. Встречаем на фасаде рысь, медведя, птицу или даже тролля!
Благодаря совам здание удостоилось серебряной медали на конкурсе фасадов в 1912 году.
Фото: commons.wikimedia.orgАвтор: Тулип
Котельников, Волькенштейн, Алюшинский
Сворачиваем к трём домам на улице Ленина, фасады которых выполнены в уже знакомом нам стиле модерн. Здесь представлен весь животный мир северного фольклора: медведи, коты, химеры, совы, тролли, а также «любимчик» модерна — чертополох.
Дом Алюшинского (номер 32), известный как «Дом с котами», привлекает внимание не только пушистыми охранниками, но и ярко-розовым фасадом. В оформлении дома Волькенштейна (номер 33) преобладают звериные мотивы, а дома Котельникова (Бармалеева улица, 15) — растительные.
Фото: commons.wikimedia.orgАвтор: Екатерина Борисова
Доходный дом Розенштейна
По Большому проспекту Петроградской стороны двигаемся в сторону площади Льва Толстого. Архитектурной доминантой здесь является доходный дом Розенштейна (номер 75). «Дом с башнями» легко представить в окружении крепостных стен и рвов: он построен в стиле историзм с элементами неоготики и действительно выглядит как замок.
Здание напоминает крепость не только внешним видом, но и прочностью: во время Великой Отечественной войны рядом ним упали две фугасные бомбы, образовав воронку по всей ширине Большого проспекта, но дом уцелел.
Впечатление непоколебимости усиливают симметричные шестигранные башни. Но есть здесь и присущая модерну асимметричность: одно крыло здания с эркерами, другое с балконами, на одной из башен есть часы, на другой их нет. Сегодня здесь располагается театр имени Андрея Миронова.
Фото: commons.wikimedia.orgАвтор: Florstein
Дом трёх Бенуа
Двигаемся по Каменноостровскому проспекту к двум домам в стиле неоклассицизма, построенным известной династией архитекторов по фамилии Бенуа (номер 26 и 28).
Стены фасада подчёркнуты изящными, но простыми декоративными деталями. А по-настоящему особенными эти дома делает внутренняя сеть дворов — между корпусами их более десяти, и оформлены они двурядной колоннадой из красного гранита. Здесь интересно погулять и насладиться атмосферой жизни начала прошлого века.
На момент постройки это был самый большой жилой комплекс Петербурга с передовыми коммуникациями и цокольным этажом с магазинами. В доме Бенуа всегда жили художники, учёные, государственные деятели.
Фото: commons.wikimedia.orgФото: Алексей Борисович Парыгин
Австрийская площадь
На Каменноостровском проспекте загляните на киностудию «Ленфильм» (дом номер 10) или в гости к Дмитрию Шостаковичу. Известный композитор жил здесь по адресу Каменноостровский проспект, 14. После, продолжая движение в сторону Невы, вы попадёте на Австрийскую площадь.
Она появилась в 1903 году, но официальное название получила лишь спустя 89 лет. Башенки со шпилями, кованые решётки балконов, сложная геометрия крыш и светлые тона в отделке фасадов придают площади парадный вид. Местная архитектура надолго задала градостроительный тренд всему району. Дома, образующие площадь, являются примером классического модерна. Четыре здания на ней построены до революции, а одно — уже в СССР. Попробуйте угадать, какое.
В разное время тут жили художники, писатели, академики, актёры. Здесь красиво гулять вечером, когда включается иллюминация.
Фото: shutterstock.com
Доходный дом Лидваля
Архитектор Фёдор Лидваль спроектировал дом на Каменноостровском проспекте, 1-3 для своей матери. Он построил в Петербурге не меньше 30 зданий, но эта работа, выполненная в начале карьеры, на рубеже XIX и XX веков, стала своеобразным творческим манифестом.
Своим модернистским творением Лидваль разрушил все предоставления о городской застройке того времени. Дома тогда было принято возводить вплотную друг к другу, вдоль проезжей части. Лидваль «подвинул» строение вглубь, а перед домом устроил курдонёр.
Возле дома можно устроить соревнование: кто найдёт больше интересных элементов на фасаде. Кого вы увидите первым? Паука? Рысь? Грибы и цветы? Или знаменитый чертополох? Столько флоры и фауны на одном здании вы ещё не встречали!
Фото: commons.wikimedia.orgАвтор: GAlexandrova
Соборная мечеть
Соборная мечеть Санкт-Петербурга (Кронверкский проспект, 7) — одна из самых больших в европейской части России и единственная, построенная на острове. Это пример синтеза традиций культовой архитектуры и новаций северного модерна.
Купол мечети почти полностью повторяет крышу гробницы Тамерлана в Самарканде. Это единственное в мире здание, покрытое фарфором, ведь материалы, которые использовались при изначальной облицовке, не выдержали влажный и холодный климат Петербурга. Чтобы создать его отделку, художнику даже пришлось выезжать в Самарканд и снимать копии орнамента с мечетей Гур-Эмира и Шах-Зинде.
Фото: shutterstock.com
Особняк Матильды Кшесинской
Завершит маршрут одно из самых изящных зданий на Петроградской стороне — особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской (Кронверкский проспект, 1), где бывали Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и члены императорской семьи.
При строительстве дома выбиралась самая модная отделка: мрамор различных цветов, кованый металл и майоликовая плитка для облицовки. Здание в стиле северного модерна отличается асимметричностью, контрастными цветами. Первый этаж имеет остеклённый зимний сад, что добавляет особняку особенный шик.
Сегодня здесь находится музей политической истории.
Фото: commons.wikimedia.orgАвтор: Alex 'Florstein' Fedorov
Источник: kudago.com