Панорамные виды на залив и полное отсутствие дорог, больниц и школ. Peterburg2 разбирался, почему вокруг намывных территорий столько шума, чего хотят жители и какая позиция у застройщиков.
Яндекс.Новости
(Г.Поляков/Интерпресс)
Предыстория
Намывные работы в Петербурге ведутся практически с первых дней основания города. Первоначальные причины – борьба с заболоченной местностью, затем – с наводнениями, затем – укрепление берегов.
Фрунзенский радиус, снежный апокалипсис и обезглавленный «Ленфильм»: чем запомнится петербуржцам 2019 год
Затем намывные территории стали рассматривать как возможность для жилого строительства. Улицы за метро «Приморская», Новосмоленская набережная с высотными зданиями по обеим сторонам реки, парк 300-летия тоже стоят на намывных землях.
Представитель «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова в комментариях изданию «Петербургский дневник» отметила, что современные технологии делают строительство на намывных территориях совершенно безопасным: «Главное, чтобы вновь образованные грунты консолидировались, обрели стабильность, уплотнились и имели предсказуемую и надежную несущую способность».
Освоение территории в западной части Васильевского острова получило свое развитие относительно недавно – в 2006 году. Первые ЖК на Василеостровском намыве сдали в эксплуатацию в 2016 году: это первая очередь ЖК «Светлый Мир „Я-Романтик“» (Seven Suns Development), ЖК «Капитан Немо» («Лидер Групп»). Продолжается строительство ЖК Golden City (Glorax Development) и «Морская набережная» («ЛСР»).
Была ещё идея сделать намыв в районе Сестрорецка, но она так и не реализовалась: Смольный не захотел вкладываться в подготовку инженерной инфраструктуры, и проект в итоге оказался крайне невыгодным.
Что случилось сейчас
Группа ЛСР в 2020 году за 3 млрд рублей приобрела право на создание намыва на Васильевском острове и последующую его застройку, выкупив проект у компании «Терра Нова». В конце февраля стартовало общественное обсуждение возведения северной части намыва. К 2026 году здесь появится почти 163 га, для чего потребуется 9,5 млн кубометра насыпи. К 2034 году территорию застроят жильем, деловыми и социальными объектами, общественными зонами.
Намыв является одной из перспективных локаций: престижный Василеостровский район, двадцать минут до исторического центра, рядом находится выезд на ЗСД, панорамные виды. За 2020 год квартиры на намыве подорожали на 35%. На рынке новостроек самый бюджетный здесь вариант обойдется в 4,5 млн рублей за студию.
Территория намыва привлекает не только жилых застройщиков, но и представителей крупных бизнес-компаний. Так, о создании здесь делового кластера в 2020 году объявил Сбербанк, который до мая 2021 проводит международный конкурс концепций здания банка.
Управляющий партнер института территориального планирования «Урбаника» Федор Коньков в комментариях изданию «Санкт-Петербургские ведомости» признал, что развитием намывных территорий девелоперы решают свои задачи, а город свои, создавая условия для привлечения инвесторов. Однако предостерегает: «Если отдать все на откуп застройщикам, получим каменные джунгли с видом на море, а если зарегулировать их деятельность, они просто уйдут. Важно найти золотую середину».
Почему люди против?
Почти 3 тысячи жителей Петербурга выступили против строительства очередного намыва на Васильевском острове. Активисты объединяются, пишут коллективные письма, высказываются в социальных сетях. Ниже самые больные точки существующего противостояния.
Инфраструктура
Жители намыва Васильевского острова неоднократно жаловались на неразвитую инфраструктуру района. Проблема заключается в том, что Смольный сначала пообещал обеспечить намыв инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, а позже переложил всю ответственность на застройщиков, потому что «в бюджете средства на это не заложены».
Как утверждают местные активисты, на территории намыва сейчас проживает порядка 20 тысяч человек. При этом поликлиник и даже кабинета врача общей практики там нет. Из-за этого нагрузка на поликлинику №53 и детское поликлиническое отделение №4 Василеостровского района за последнее время увеличилось на 25%. Именно поэтому василеостровцы требуют ввести мораторий на строительство любых объектов в районе, кроме социально необходимых.
Против идеи моратория на уплотнительную застройку высказался в интервью изданию ЗАКС.Ру депутат от КПРФ Александр Рассудов: «Иначе как своеобразная градостроительная шайковщина, мне назвать это трудно. То есть люди не считаются ни с интересами собственников, ни с интересами города в целом – им так хочется, они этого требуют».
Что касается транспортной доступности. Ближайшая станция метро Приморская находится примерно в 3 км пешей доступности от намывных ЖК. Местным жителям приходится довольствоваться маршрутками.
Ситуация с самими дорогами тоже плачевная. Там их в принципе нет: сплошной песок и внутридворовые территории. Кроме того, мало мест для парковки автомобилей: поэтому жители стихийно размещают свои автомобили на территории по принципу «кто успел – того и место».
Сегодняшнюю ситуацию с загруженностью дорог комментирует пользователь Денис Исаев: «Васька в час пик начинает вставать. Местные вперемешку с транзитом начинают забивать все линии, проспекты и улицы. А что нас ждёт дальше?»
При этом в начале марта 2021 стало известно, что полторы сотни га намыва в западной части Васильевского острова подключат к Западному скоростному диаметру. Но жители по-прежнему недоумевают, как это поможет им в решение транспортных проблем. Пользователь Андрей Потехин иронизирует: «То есть все эти толпы людей из новых квартир, будут выезжать исключительно по платной дороге. Вот радость то какая».
Экология
Защитники-василеостровцы отмечают, что создание намывных территорий провоцирует серьезное загрязнение воды в Финском заливе. Споры вокруг этой темы не утихают до сих пор. Наиболее популярно мнение, что с появлением намыва изменится роза ветров, ухудшится течение Невы, что угрожает популяциям рыб, в том числе корюшке. Комментирует пользователь Алексей Павлов: «В бытность мою научным сотрудником АН СССР наша лаборатория работала по теме экологического прогноза последствий строительства дамбы. Невская губа – это вроде гигантского аэротенка, она мелкая, с хорошим ветровым перемешиванием. При сокращении площади Невской губы может повыситься выход органики и других загрязнителей в Финский залив. Из-за этого там очень может стать хуже, чем сейчас».
Аналогичного мнения придерживается и к.б.н. эколог-гидробиолог Вадим Хайтов. В комментариях Балтийскому фонду природы он отметил, что формирование новой береговой линии повлияет на характер течений и форму конуса выноса взвеси из устья Малой Невы и Малой Невки. «Куда пойдут потоки материала, выносимого этими реками, где и как они будут аккумулироваться в новых условиях — вопрос открытый».
Квартиры
И ещё один момент. Многие дольщики приобретают здесь квартиры именно из-за панорамных видов из окна. Однако теперь стало понятно, что в будущем и залива не будет видно: всё застроят. Те дома, которые сейчас находятся на первой линии, могут оказаться далеко-далеко от акватории после проведения насыпных работ и возведения новых высоток.
(https://vk.com/vasilyevskiyostrov)
Что говорят жители
В проведённом открытом голосовании ВК-группы “Живем на Васильевском | Васильевский остров” горожанам предлагалось ответить на вопрос: “Вы ЗА или ПРОТИВ очередного намыва на Васильевском острове?” 89% опрошенных выступили против такой инициативы (почти 3 тысячи пользователей). Тех, кто поддержал строительство: 6% (чуть меньше 200 человек).
Комментарий от пользователя Нины Закатовой*: «Домов то ЛСР наклепает. А вот социалку, инфраструктуру и дороги городу придется взять на себя А это бюджетно, не экономично, затратно (нагрузка , из за намыва уже сейчас сказывается). Нельзя трогать залив намывами, ведь это скажется на природе, а может быть и на климате. Мне рассказывал один мужчина водолаз. Когда построили дамбу, то ему поручили опуститься на дно зачем-то. А тогда шла на нерест корюшка. Так около дамбы ее скопилось метра полтора дохлой. Теперь ее значительно меньше по весне (или мне кажется?). Власть не волнует, что будет с живностью в Финском».
Галина Михайлова*: «Я – однозначно – ЗА! Окончательно сформированная дорожная сеть позволит жителям Намыва и работающим на нем людям исключить транзит через Васильевский, используя ЗСД. А социальная инфраструктура- разовьётся, это – лишь дело времени. Надеюсь, Намыв станет самостоятельным муниципальным округом, на район он не тянет, конечно».
Дмитрий Стрельников*: Намыв намыву рознь…если планируется очередное Кудрово – это край….если будет все продумано от дорог и магазинов до детских садов и досуговых центров, то выровнять прибрежную линию ВО не такая уж плохая идея».
*Орфография и пунктуация пользователей сохранена.
Что дальше?
28 марта завершились общественные слушания по северной части намыва Васильевского острова. Горожанам предлагалось путём заполнения опросного листа оценить воздействие масштабного проекта на окружающую среду. Оценку в рамках государственной экологической экспертизы ориентировочно планируется завершить уже в июне 2021 года. При этом про инфраструктурные аспекты речи пока так и не шло.
А вы за или против намыва?
Источник: peterburg2.ru